Об уровне развития науки говорят наши "успехи" в космосе: парламентарии о достижениях российской науки за последние десятилетия
09.02.2021 02:58
Россияне считают борьбу с коронавирусной инфекцией и разработку вакцины от COVID-19 главным достижением науки за последние десятилетия. Такие данные 8 февраля показал опрос, проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) ко Дню российской науки.
Достижения ученых в борьбе с коронавирусом отметили 16% опрошенных. Второй по популярности ответ — военные разработки и изобретение новой техники (10%). Тройку самых популярных ответов у россиян занимает разработка новых препаратов (8%). Более 44% опрошенных уверены, что мировая наука сейчас находится на подъеме, 31% уверен, что наука сейчас в состоянии застоя.
«По мнению трети россиян, российская наука с разной степенью опережает развитие мировой науки (31% vs 26% в 2018 году). Более половины наших соотечественников считают, что она скорее находится в позиции отстающего: 34% опрошенных полагают, что она немного отстает от мировой», — цитируют «Известия» сообщение ВЦИОМ.
Половина россиян считает, что для развития российской науки необходимо привлечь дополнительное финансирование (56%). Треть опрошенных придерживается мнения, что необходимо повысить компетентность ученых (34%).
Regions.ru: Как Вы оцениваете сегодняшнее состояние российской науки? Что бы Вы могли отнести к ее достижениям за последние десятилетия?
09.02.2021 02:59
Оценивать состояние российской науки – это все равно, что оценивать состояние сразу всех пациентов в больнице. В зависимости от отделения, в котором они находятся, положение у них может быть самое разное. Поэтому в отношении нашей науки нельзя однозначно сказать, что мы либо впереди планеты, либо наоборот отстаем.
Есть научные отрасли, где мы традиционно всегда имели серьезные заделы. Например, та же физика. Немало достижений связаны у нас с этой наукой в военной сфере, в ОПК. А вот в гражданском секторе за последние 30 лет мы многое растеряли. Если в военной отрасли заказчиком является государство, то научный задел широко используется, поэтому достижения в данной отрасли очевидны. А там, где существует серьезная конкурентная среда, мы, к сожалению, в коммерциализации, в развитии фундаментальных исследований отстаем реально. И основная причина здесь в том, что у нас не создано условий для поддержки и развития молодых ученых, многие из которых просто уезжают из страны. Вначале в США уезжали, а теперь уже в Китай едут! Мы теперь даже от Китая отстаем по уровню обеспечения деятельности ученых, в чем КНР опережает нас существенно.
Если же говорить, к примеру, об информационных технологиях, то здесь у нас тоже есть хорошие разработки, здесь мы неплохо смотримся. Но с точки зрения их реализации в коммерческой плоскости мы опять проигрываем. Посмотрите, те же американские или китайские информационные гиганты стоят на порядок дороже, чем лидеры информационных технологий в России, вроде «Яндекса». Хотя по техническому уровню, по качеству разработок мы им не уступаем. О чем это говорит? О том, что у нас не создана среда для внедрения лучших разработок мирового уровня, - ни в каких областях, кроме обороны.
Достаточно обратить внимание, насколько обеспечены профессора в Китае и в Америке, и какое жалкое существование влачит профессура в России. Не будем брать Москву и Петербург, но в большинстве других регионов уровень жизни вузовских профессоров на порядок ниже. Я уже не говорю об уровне финансирования научных исследований, об их обеспечении высокотехнологичным оборудованием. Вот в этом мы реально, серьезно отстаем. И связано это в основном с тем, что на рынке практически не могут пробиться частные разработки, в которых госсектор, ориентированный преимущественно на оборонную сферу, не заинтересован.
И кстати, разработка высокоэффективной вакцины стала возможной именно потому, что это было поручено сделать государством государственным же структурам. А когда государство не проявляет заинтересованности в каких-то научных разработках, не обращает на них внимания, они очень часто уходят за рубеж, и в итоге зарубежные страны пользуются плодами их реализации.
Сергей Лисовский
1-й зампред Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу (Курганская обл). Член ЕР
09.02.2021 02:59
Конечно, то, что так быстро разработали эффективную вакцину, - это здорово. Но жалко, что это вакцина для борьбы с эпидемией: хотелось бы, чтобы это было, скажем так, из области «мирного атома».
И естественно, хотелось бы, чтобы мы все-таки показывали достижения в космосе, поскольку космос – это совокупность многих наук и направлений в экономике. Соответственно, достижения в космосе говорят об общем развитии в производстве и науке. А сегодня здесь, к сожалению, мы не показываем ничего нового, пользуясь, насколько я понимаю, еще разработками советского периода.
Ну а в отношении науки в целом я могу сказать то, что думает мой отец (Лисовский Федор Викторович - доктор физико-математических наук, профессор Института радиоэлектроники АН РФ - прим.ред.). Он считает, что сегодня у нас нет четкого понимания, что такое наука, что такое научное творчество. Половину его рабочего времени составляют отчеты, которые от должен писать. А потом он и смеется, и плачет, когда ему говорят, какое научное открытие он должен сделать через 4 или 6 месяцев, поскольку теперь перед учеными ставятся определенные планы и задачи. Это конечно глупость, потому что мы знаем, что все великие открытия были сделаны «неожиданно», в результате большого труда. Предсказать, когда у ученого возникнет та или иная идея, невозможно, и требовать появления этой идеи в какой-то конкретный срок невозможно. А сегодня мы пытаемся превратить науку в «крестики-нолики», когда какой-нибудь «успешный менеджер» требует от ученых плана и отчетности, считая это первостепенным, нежели реальный результат.
Ну и конечно, хотелось бы, чтобы зарплата у ученых была достойной, чтобы в науку шла молодежь. Мой отец работает в Институте радиотехники и электроники Академии наук, одном из ведущих теоретических институтов, который нацелен на будущее. Помню, что разработки на тему магнитных доменов, которые мы все сегодня используем, отец показывал мне еще в 1972 году, и тогда это казалось каким-то чудом. И очень жаль, что будучи здесь первыми разработчиками в теории, мы не стали первой страной, которая воплотила эти изыскания в жизнь.
А сейчас складывается такая ситуация, что уже фактически некому передать все эти технологии научных исследований. Скажем, у них в институте работают в основном люди, которым уже за 70. Когда они уйдут, то кто останется? Эти т.н. «успешные менеджеры»? Сегодня они занимаются наукой, а завтра будут заниматься металлургией или еще чем-то. Как правило, это люди без большого образования, без практического опыта, и конечно, они ничего не могут сделать в науке. Понятно, что академики – это в чем-то своеобразные люди. Но все-таки и сама наука является во многом творчеством, искусством, и к науке, к организации научного процесса нельзя подходить с точки зрения обычной бюрократической процедуры или задачи извлечения даже не сиюминутной, а среднеперспективной выгоды.
Поэтому нам нужно воссоздавать ту питательную среду, которая когда-то рождала наших великих советских ученых, делавших величайшие открытия. Для этого необходимо прежде всего отказаться от бюрократического подхода, научиться верить ученым и предоставлять им свободу творчества. А то сегодня доходит то того, что те или иные государственные гранты зачастую получают не реальные ученые с огромным опытом научной деятельности, а научные бюрократы, которые правильно оформляют документы.