Валерий Гартунг: Если госсектор не заинтересован в каких-то научных разработках, им очень сложно пробиться на внутреннем рынке
09.02.2021 02:59
Валерий ГартунгОценивать состояние российской науки – это все равно, что оценивать состояние сразу всех пациентов в больнице. В зависимости от отделения, в котором они находятся, положение у них может быть самое разное. Поэтому в отношении нашей науки нельзя однозначно сказать, что мы либо впереди планеты, либо наоборот отстаем.
Есть научные отрасли, где мы традиционно всегда имели серьезные заделы. Например, та же физика. Немало достижений связаны у нас с этой наукой в военной сфере, в ОПК. А вот в гражданском секторе за последние 30 лет мы многое растеряли. Если в военной отрасли заказчиком является государство, то научный задел широко используется, поэтому достижения в данной отрасли очевидны. А там, где существует серьезная конкурентная среда, мы, к сожалению, в коммерциализации, в развитии фундаментальных исследований отстаем реально. И основная причина здесь в том, что у нас не создано условий для поддержки и развития молодых ученых, многие из которых просто уезжают из страны. Вначале в США уезжали, а теперь уже в Китай едут! Мы теперь даже от Китая отстаем по уровню обеспечения деятельности ученых, в чем КНР опережает нас существенно.
Если же говорить, к примеру, об информационных технологиях, то здесь у нас тоже есть хорошие разработки, здесь мы неплохо смотримся. Но с точки зрения их реализации в коммерческой плоскости мы опять проигрываем. Посмотрите, те же американские или китайские информационные гиганты стоят на порядок дороже, чем лидеры информационных технологий в России, вроде «Яндекса». Хотя по техническому уровню, по качеству разработок мы им не уступаем. О чем это говорит? О том, что у нас не создана среда для внедрения лучших разработок мирового уровня, - ни в каких областях, кроме обороны.
Достаточно обратить внимание, насколько обеспечены профессора в Китае и в Америке, и какое жалкое существование влачит профессура в России. Не будем брать Москву и Петербург, но в большинстве других регионов уровень жизни вузовских профессоров на порядок ниже. Я уже не говорю об уровне финансирования научных исследований, об их обеспечении высокотехнологичным оборудованием. Вот в этом мы реально, серьезно отстаем. И связано это в основном с тем, что на рынке практически не могут пробиться частные разработки, в которых госсектор, ориентированный преимущественно на оборонную сферу, не заинтересован.
И кстати, разработка высокоэффективной вакцины стала возможной именно потому, что это было поручено сделать государством государственным же структурам. А когда государство не проявляет заинтересованности в каких-то научных разработках, не обращает на них внимания, они очень часто уходят за рубеж, и в итоге зарубежные страны пользуются плодами их реализации.