Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Анатолий Лысков: Необходимо безотлагательно организовать работы по определению административных границ субъектов РФ

07.12.2021 12:59

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный


В начале ноября Государственной Думой проекта был рассмотрен в первом чтении проект федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в Российской Федерации".  Всем субъектам законодательной инициативы было предложено до 8 декабря внести поправки для обсуждения их при рассмотрении законопроекта во втором чтении.

В этой связи редакция обратилась за комментариями к заслуженному юристу РФ, экс-сенатору Анатолию Лыскову с вопросом, имеются ли у него замечания, связанные с рассмотрением указанного законопроекта, и если имеются, то попросили прокомментировать такие замечания:

 - 9 ноября 2021 года Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации". Авторами законопроекта выступили мои бывшие коллеги по парламенту России сенатор Совета Федерации Андрей Клишас и депутат Госдумы Павел Крашенинников.

Прежде чем ответить на вопрос вашего информационного агентства, полагаю необходимым обратить внимание на два очень важных аспекта, касающихся важнейших признаков закона. Одним из них является действие закона во времени, что означает о действии закона на определенный срок или действие закона бессрочно (иными словами, пока не отменит законодатель). Вторым признаком закона является действие закона в пространстве, что означает действие закона в пределах определенной территории. Данный признак в комментируемом законопроекте имеет наиважнейшее значение. Однако с его реализацией предвижу немалые политические и правовые проблемы.

Поясню подробнее. Считаю необходимым обратить внимание на статью 1 главы 1 законопроекта "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и предлагаю ее содержание полностью. А именно:
"Статья 1. Организация публичной власти в субъектах Российской Федерации
1.      В соответствии с Конституцией Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления в их совокупности входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.
2.      Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти в Российской Федерации.
3.      Федеральные органы государственной власти и иные федеральные государственные органы осуществляют свои полномочия на территории субъекта Российской Федерации непосредственно или через создаваемые ими территориальные органы во взаимодействии с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, иными государственными органами субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, действующими на территории субъекта Российской Федерации  (далее также - органы, входящие в единую систему публичной власти в субъекте Российской Федерации).
4.      Образование, формирование, деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с иными органами, входящими в единую систему публичной власти в субъектах Российской Федерации, основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, а также конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
5.      Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъекта Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
6.      Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (далее также - уровни публичной власти) осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - договоры о разграничении полномочий). 
7.      Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут по взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и другим федеральным законам.
8.      В соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления, органы государственной власти субъекта Российской Федерации участвуют в решении задач местного самоуправления, вправе наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
9.       Конституция (устав), законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории субъекта Российской Федерации органами государственной власти, другими государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Невыполнение или нарушение указанных актов влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. В случае, если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она может быть установлена законом субъекта Российской Федерации.
10.     Организация публичной власти на созданных в  соответствии с  федеральным законом федеральных территориях  устанавливается указанным федеральным законом". 

Указанная статья прямо указывает, на какую территорию распространяется статус и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления субъектов РФ.
И вот за этим скрывается тот недостаток, на который выше обращено мною внимание. Дело в том, что, как показало недавнее рассмотрение дела Конституционным Судом РФ по территориальному спору в Республике Ингушетия, утвержденные административные границы имеются только в 9 из 85 субъектах Российской Федерации. Иными словами, в 76 субъектах РФ административные границы не определены, что является существенным недостатком в федеративных правоотношениях. 

Данное обстоятельство позволяет обратиться к парламентариям России с политическим предложением о безотлагательной организации работы по определению административных границ субъектов Российской Федерации, о чем следовало бы внести соответствующую поправку отдельной статьей в рассматриваемом законопроекте и определении в ней ответственного за эту работу федерального государственного органа.

Если такое решение не будет принято, то без сомнения могут возникнуть непредсказуемые последствия при правоприменении будущего закона.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

"Вообще-то по Конституции принудительный труд у нас запрещен, а сенатор предлагает привлекать к принудительным работам граждан, получающих пособие по безработице, хоть знает, что это за пособие, и стоит ли из-за него, как говорится, «жилы рвать»? Да это крошечные деньги, и он еще предлагает наказывать! Наказывать надо того, кто придумал такое пособие по безработице, которое у нас ниже прожиточного минимума..."

Парламентарии комментируют

"Цены должны быть не просто сохранены, или балансировать на уровне прошлого года плюс инфляция. Нет, цены должны быть снижены, и в первую очередь на всю отечественную сельхозпродукцию. А для этого вообще не следует никому ее продавать, и прежде всего начиная, естественно, с тех стран, которые объявляют нам санкции, бойкот, гибридную войну..."

Парламентарии и бизнес

Наша страна – это страна тротуарной плитки, торговых центров и видеокамер. Те люди, которые формируют у нас институты власти, финансовые потоки, - им нужно, чтобы в стране было как можно больше видеокамер, потому что это очень хорошие деньги. Какая-то фирма получит теперь право заниматься и цифровизацией судов. Возможно, уже есть какой-то приближенный олигарх, который будет этим заниматься. А как мы будем предъявлять бумаги и документальные свидетельства тех или иных слов, которые озвучивает адвокат?

"Результаты работы парламента будут зависеть прежде всего от того, собирается ли правительство существенным образом изменять экономический курс. Судя по бюджету, этого делать не предполагается. При такое политике практически невозможно существенно улучшить материальное и социальное положение людей. Поэтому по-прежнему российская экономика будет развиваться относительно медленно, и не будет выполнен указ президента № 204, согласно которому мы должны обеспечить экономический прорыв. не будут ...

Видимо, когда власть не может сделать жизнь людей лучше, - не важно, по причине нежелания, или неумения, - власти нужно министерство, которое будет вбивать людям в голову то, что они стали жить лучше. И, наверное, первое, что будет делать министерство – это раздавать нашим гражданам бесплатно телевизоры, с комплектом федеральных каналов. Для такого министерства это будет самым эффективным способом воздействия на умы людей. Раньше это делалось посредством радио и газет, теперь добавилось тел ...

"В отдельных ситуациях, где граница между регионами исторически проходит по очень плотно населенному участку, возможно, действительно стоит принимать какие-то решения по уточнению границ. Но это должны решить уже сами соседствующие друг с другом субъекты, там, где этого сделано не было, и возникали какие-то споры. Но это вопросы, которые должны регулироваться, скажем так, в субсидиарном порядке между самими субъектами. А в тотальном определении границ субъектов просто нет необходимости..."