О новых правилах пользования кикшерингом в Москве сообщил на этой неделе столичный департамент транспорта. Теперь взять в аренду электросамокат или электровелосипед смогут лишь пользователи с подтвержденной учетной записью на mos.ru или «Госуслугах». В департаменте транспорта уверены, что проблем для арендаторов это не создаст, напротив, это позволит развить культуру вождения и эффективнее бороться с нарушителями.
«Вопрос повышения безопасности поездок находится на особом контроле Сергея Собянина. Чтобы не допускать в сервис проката детей и подростков и быстрее выявлять тех, кто грубо нарушает ПДД, мы ввели верификацию пользователей. Проверка позволит заблаговременно вычислить такие аккаунты и блокировать доступ к аренде, не дожидаясь ДТП», — сказал заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов.
«Интеграция сервисов кикшеринга и портала правительства Москвы — новый этап системного развития микромобильности в городе. Мы придерживаемся принципа нулевой терпимости к нарушениям правил безопасных поездок. С помощью сервиса mos.ru мы сможем точнее устанавливать личность и возраст пользователей. А значит, гарантировать ответственность тех, кто управляет СИМ (средством индивидуальной мобильности — прим. ред.), особенно если по их вине кто-то пострадал», — говорит REGIONS директор по коммуникациям кикшеринга Whoosh Юлия Камойлик.
По ее словам, Whoosh работает в 61 городе, в том числе и в Подмосковье. Пользователи в возрасте 25–45 лет составляют ядро аудитории и лишь около 2% из них нарушают правила дорожного движения. По статистике Whoosh, около 90% пользователей используют самокаты как транспорт, чтобы добраться из пункта А в пункт Б самым коротким и удобным путем. Сервис развивает проекты по дальнейшей интеграции СИМ в транспортную систему, привычную для горожан.
Верификация пользователей предполагает ограничения только для иностранцев, отмечает Камойлик. Без регистрации на mos.ru или на «Госуслугах» они смогут совершить только пять поездок. В то же время для жителей Подмосковья новые правила не создают никаких проблем, уверены в Whoosh, потому что процесс регистрации на mos.ru очень простой и занимает всего несколько минут.
«Для жителей Подмосковья ситуация неоднозначна. Если верификация станет необходимым условием для доступа к кикшерингу в границах Москвы, это может означать, что пользователи из других городов просто не смогут взять самокат в аренду, пока не пройдут проверку. Это создаст неудобства, особенно для тех, кто регулярно ездит в столицу и использует кикшеринг как средство передвижения», — заявляет REGIONS гендиректор юридической компании «Группа-А» Георгий Габолаев и отмечает, что сервисы могут разделить пользователей на «московских» и «региональных», и это усложнит работу платформ.
Как сообщили REGIONS в Минтрансе Московской области, предстоящей весной система аренды самокатов в регионе никак не изменится. В министерстве допустили подключение подмосковных городов, в которых работают сервисы кикшеринга, к проекту столичного дептранса, однако пока что «данный вопрос еще даже не рассматривался».
Кроме того, по словам Габолаева, если Москва докажет эффективность верификации, практика может распространится на всю страну, и регионы внедрят аналогичные требования, например, с использованием «Госуслуг». Это снизит число анонимных пользователей и повысит уровень ответственности арендаторов, что, как полагает Габолаев, уменьшит число правонарушений, связанных с арендой СИМ. В то же время, по мнению эксперта, дополнительные барьеры при аренде могут привести к снижению популярности кикшеринга, особенно среди туристов и нерегулярных пользователей.
Как ранее сообщал REGIONS со ссылкой на Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, в 2024 году жители Подмосковья воспользовались сервисами по аренде электросамокатов 19,6 млн раз. Сезон, открывшийся в конце марта и завершившийся в конце ноября, стал одним из самых продолжительных. Самым насыщенным был сентябрь, когда жители региона совершили 3,7 млн поездок.