Выбор города
Введите название вашего города или выберите из списка:
  • Главная страница
  • Балашиха
  • Бронницы
  • Видное
  • Волоколамск
  • Воскресенск
  • Дзержинский
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Егорьевск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Истра
  • Кашира
  • Клин
  • Коломна
  • Королев
  • Котельники
  • Красногорск
  • Краснознаменск
  • Лобня
  • Лосино-Петровский
  • Лотошино
  • Луховицы
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Можайск
  • Мытищи
  • Наро-Фоминск
  • Ногинск
  • Одинцово
  • Орехово-Зуево
  • Павловский Посад
  • Подольск
  • Протвино
  • Пушкино
  • Пущино
  • Раменское
  • Реутов
  • Руза
  • Сергиев Посад
  • Серебряные Пруды
  • Серпухов
  • Солнечногорск
  • Ступино
  • Талдом
  • Фрязино
  • Химки
  • Черноголовка
  • Чехов
  • Шатура
  • Шаховская
  • Щелково
  • Электросталь

Ваш город ?

Ваш город ?

Вплоть до полиции: как в подмосковных школах будут бороться с буллингом

«Бесконфликтная школа». В Подмосковье начали активно бороться с буллингом — все может дойти до полиции
Министерство просвещения Российской Федерации разработало памятку по противодействию насилию и травле в школах. В документе подробно описаны механизмы правовой защиты детей и педагогов, а также меры ответственности за противоправные действия. Что содержится в памятке по противодействию насилию и травле в школах и как борются с буллингом в Подмосковье, — в материале REGIONS.

Вплоть до полиции: как в подмосковных школах будут бороться с буллингом

Фото: istockphoto.com
Автор: Мыльникова Кристина
9 апреля в 10:00

Министерство просвещения Российской Федерации разработало памятку по противодействию насилию и травле в школах. В документе подробно описаны механизмы правовой защиты детей и педагогов, а также меры ответственности за противоправные действия. В регионе уже реализуются различные проекты, направленные на предотвращение школьных конфликтов. Одной из главных инициатив стала программа «Бесконфликтная школа», запущенная Уполномоченным по правам ребенка в Московской области Ксенией Мишоновой. Что содержится в памятке по противодействию насилию и травле в школах и как борются с буллингом в Подмосковье, — в материале REGIONS.

Что содержится в памятке по противодействию насилию и травле в школах

По словам пресс-службы Министерства образования Московской области, в школы Подмосковья направили памятку по противодействию насилию и травле.

«В понедельник, 31 марта 2025 года, Министерство образования Московской области направило письмо руководителям государственных образовательных организаций, руководителям органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющих управление в сфере образования, а также руководителям автономных некоммерческих общеобразовательных организаций, в состав учредителей которых входит Московская область», — сообщили в пресс-службе.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Правовое регулирование противодействия травле представлено нормативными документами:  

  • Конституцией Российской Федерации;
  • Федеральным законом «Об образовании в РФ»;
  • Уголовным кодексом РФ;
  • Кодексом об административных правонарушениях.

«Памятка содержит механизмы правовой защиты детей и педагогов. В зависимости от характера совершенных противоправных действий нарушителей могут привлечь к дисциплинарной, административной, уголовной или гражданско-правовой ответственности. В памятке указаны меры ответственности, начиная от замечания, выговора, административного штрафа и заканчивая лишением свободы», — сказали в пресс-службе Министерства образования Московской области.

Какие механизмы правовой защиты детей от буллинга применяются в школах Подмосковья

Как сообщили в пресс-службе, Министерством образования Московской области разработан порядок действий в образовательных организациях при работе с несовершеннолетними с девиантным поведением, который включает в себя алгоритм действий всех участников штаба воспитательной работы: классного руководителя, педагога-психолога, социального педагога, заместителя директора по воспитанию, советника директора по воспитанию, заместителя руководителя по безопасности в случае травли.  

На сегодняшний день уже реализуются механизмы и инструменты работы по противодействию травли в школах Подмосковья:

  • Служба медиации помогает разрешать конфликты без жестких санкций;
  • Психолого-педагогический консилиум выявляет детей, находящихся в группе риска, и разрабатывает индивидуальные меры поддержки;
  • Внутренние локальные акты школы, такие как Положение о противодействии травле (буллингу), Правила внутреннего распорядка обучающихся, Кодекс поведения учащихся, фиксируют правила и последствия за травлю;
  • Обязательное информирование органов опеки и полиции в случае серьезных инцидентов, таких как избиение, угрозы, кибербуллинг.
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

В пресс-службе также объяснили, как на данный момент в школах Подмосковья выявляют травлю учеников и работают с проблемными школьниками, которые подвергают буллингу своих одноклассников:

  • Директор школы, классный руководитель занимаются первичным урегулированием;
  • Комиссия по урегулированию споров, которую создают в школе, Совет профилактики, Школьная служба медиации/примирения подключаются к проблеме;
  • Органы опеки и КДН также подключаются при необходимости;
  • Полиция и прокуратура работают с проблемными учениками в случаях угроз, насилия или кибербуллинга; 
  • Детский омбудсмен, уполномоченный по правам ребенка в Московской области, также подключается к решению проблемы. 

Если ребенок столкнулся с буллингом в школе, он может позвонить на единый детский телефон доверия: 8-800-2000-122, а в экстренных случаях — по номеру 112.

Какие меры поддержки есть в школах Подмосковья для детей, которые пострадали от травли

Как рассказали в пресс-службе Министерства образования Московской области, в марте прошли зональные семинары-совещания с заместителями директоров по воспитательной работе, педагогами-психологами и социальными педагогами образовательных организаций Подмосковья: «Травля в школе: комплексный подход к решению проблемы». 

Фото: МедиаБанк Подмосковья/Иван Чижов
Фото: МедиаБанк Подмосковья/Иван Чижов

«Мероприятия организованы центром социально-педагогического сопровождения КУРО при поддержке Министерства образования Московской области и проводились в очном формате.  Встречи прошли 13, 14, 18, 25 и 27 марта в  Красногорске, Люберцах, Жуковском,  Коломне, Мытищах. Всего в мероприятиях приняли участие более 2500 человек. Спикерами площадок стали: Уполномоченный по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова, руководитель Главного управления региональной безопасности Московской области Кирилл Карасев, представители научного сообщества и педагоги-практики, которые поделились опытом разрешения конфликтных ситуаций и практическими инструментами борьбы с травлей. Модератором всех встреч выступила заместитель министра образования Московской области Лариса Сулима», — сказали в пресс-службе.

Также в ведомстве отметили, что участники в очном формате не только обсудили практические инструменты профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних, вопросы межведомственного взаимодействия, но и поделились опытом, а также получили методические материалы для использования в профессиональной деятельности.

«С 28 февраля реализуется проект Министерства образования Московской области «Родительский час», который направлен на просвещение родителей по актуальным проблемам воспитания и социализации детей, в том числе по проблемам травли в школе», — сказали в пресс-службе.

Как в школах Подмосковья работают с буллингом

По словам директора школы «КвантУм» в Звенигороде Оксаны Кляпка, в настоящее время насилие, травля в детской, подростковой и даже взрослой среде является ярко выраженной проблемой.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

«Мне кажется, что нет ни одной образовательной организации, которая не встречается с таким явлением, как буллинг, особенно с учетом массового погружения ребят в информационную виртуальную среду. Если сравнивать понятия «буллинг» и «травля», то это слова-синонимы, подразумевающие одно и то же явление – систематическую агрессию в отношении одного или нескольких человек. Зачастую и конфликт между учениками склонны рассматривать как травлю. Однако между травлей и конфликтом есть три различия: разовая попытка с помощью агрессии разрешить проблему или спор – это конфликт.  А вот целью травли является повышение статуса и самооценки агрессоров за счет унижения жертвы, и сам социальный акт травли имеет протяженный временной отрезок», — сказала она.

Специалист отметила, что, как правило, участники конфликта понимают и признают, что они конфликтуют, а вот участники травли находят себе оправдание, например, что они таким образом шутят. Нужно знать, что в конфликте силы участников более-менее равны, а при травле жертва всегда ощущает себя одинокой и беспомощной. Педагоги не оставляют ни одну конфликтную ситуацию между учениками без внимания, также ученики могут оставить анонимное сообщение на сайте школы.

«Любая конфликтная ситуация между обучающимися рассматривается нашими педагогами. Не допускается игнорирование или преуменьшение проблемы. Бывают случаи, когда ребята и родители боятся обращаться по конфликтным вопросам между учениками или травле. Для этого на сайте МБОУ Школа «КвантУм» создана «Линия доверия», куда может анонимно обратиться любой участник образовательных отношений», — рассказала Кляпка.

Эксперт уверена, что прежде всего обязанностью классных руководителей является четкая установка и поддержание правил класса, направленных на профилактику травли. Важно, чтобы все обучающиеся понимали, что классный коллектив ожидает от них необходимости быть добропорядочными гражданами, а не пассивными наблюдателями, и в случае, если они знают о ситуации травли, вмешиваться в нее и помогать тем, кто в этом нуждается.

Фото: МедиаБанк Подмосковья/Наталья Дорошева
Фото: МедиаБанк Подмосковья/Наталья Дорошева

«В случае выявления травли, как с агрессором, так и жертвой, проводится работа социально-психолого-педагогической службой нашей школы. Для учеников создается индивидуальный маршрут сопровождения педагогами-психологами и социальными педагогами. С такими ребятами специалисты проводят как индивидуальную, так и групповую работу. Индивидуальная работа педагогов-психологов с детьми – это эмоционально поддержать пострадавших и помочь им осмыслить болезненный опыт. А в работе с агрессорами происходит выяснение причины их агрессивного поведения, работа с семьями. Групповая работа совместно с классными руководителями, педагогами-организаторами включает в себя практики командообразования, сплочение класса, развитие эмпатии, навыков бесконфликтного поведения и противодействия манипуляциям и формирование ответственности за свои поступки», — сказала она.

Специалист добавила, что в целях нераспространения негативного примера травли ежемесячно проводится просветительская работа с участием психологов, инспекторов полиции, специалистов комиссии по делам несовершеннолетних.

«Во всех отделениях нашей школы работают постоянные заседания «Родительских клубов», задача которых — повышение педагогической и психологической компетенции родителей, снятие тревожности и умение контролировать эмоции», — заключила директор школы.

Ранее REGIONS писал о том, что в России могут законодательно закрепить понятие буллинга и ввести административную ответственность за систематическую травлю детей в школах.

Подписывайтесь на нас!

Читайте больше крутых историй и новостей в наших социальных сетях.