Годом рождения завода считается 1939-й, когда на базе Реутовского аэроклуба были созданы Московские областные авиационно-ремонтные мастерские. В те годы в СССР основали целый ряд авиаремонтных предприятий, которые в дальнейшем развились и создали мощную авиаремонтную отрасль в военной и гражданской авиации. Несмотря на то, что становление завода было трудным (сказывалась нехватка площадей и других ресурсов), благодаря самоотверженному труду специалистов, завод смог занять достойное место среди авиаремонтных предприятий страны и на сегодняшний день продолжает удержать лидерские позиции в отрасли.
О специализации завода в настоящее время и об уникальном коллективе предприятия REGIONS рассказал заместитель генерального директора по коммерческим вопросам Денис Косухин.
Пройдя долгий путь развития, за который его сотрудники капитально отремонтировали тысячи машин и двигателей различных модификаций, завод сосредоточился на трех моделях: самолет Ан-2 и вертолеты Ми-2 и Ми-8. По словам Дениса Косухина, авиационная техника поступает в ремонт с авиакомпаний, зарегистрированных не только на территории России, но также от компаний, находящихся за рубежом.
«Так как главным акционером МАРЗ является общество ДОСААФ, большое количество воздушных судов поступает от него. Также мы сотрудничаем с компаниями, которые территориально расположены от Калининграда до Хабаровска. Огромный пул заказчиков, которые производят ремонт техники на нашем предприятии, зарегистрирован на территории бывших республик СССР. Это, например, Киргизия и Азербайджан. Кроме того, у нас были контракты с организациями из Объединенных Арабских Эмиратов, стран Африки и Латинской Америки», — рассказал Денис Косухин.
Средний возраст ремонтируемой техники составляет 30 лет и больше. Так как у самолетов Ан-2 назначенный срок службы не предусмотрен (есть только назначенный ресурс), то на завод приходят самолеты и 1951 года выпуска, и даже 1949-го. Средний возраст вертолетов меньше — 10 — 30 лет. Однако износ почти у всей техники большой, поэтому профессионалы завода работают над каждой из них в течение нескольких месяцев.
Как отмечает Денис Косухин, каждое вернувшееся в небо воздушное судно — результат общего труда десятков высококвалифицированных специалистов, без которых работа завода была бы невозможной. Именно поэтому кадры предприятия — наиболее ценный ресурс завода.
«Мастера нашего предприятия — не только профессионалы высочайшего класса. Они также обладают педагогическим талантом. Это учителя, которые передают свой опыт и знания молодому поколению специалистов. Эти люди могут создавать настоящую команду, объединяя людей вокруг себя. В условиях текучки кадров, вынужденных простоев или во время сезонных болезней персонала они могут перегруппировать подразделение так, чтобы оно и дальше выполняло план», — поделился Денис Косухин.
Примерами таких преданных своему делу сотрудников на заводе являются Павел Александрович Каретин и Лариса Николаевна Завьялова. На протяжении долгих лет Павел Александрович был производственным мастером, а сейчас работает начальником первого цеха. Лариса Николаевна тоже долгое время трудилась мастером, а затем возглавила четвертый цех. За время работы на заводе они пережили четыре полных обновления коллектива: сплачивали и обучали новых сотрудников и прививали им любовь к работе.
«Такие люди — большая ценность для любого производства, особенно для такого технологически сложного, как авиация», — подчеркнул собеседник REGIONS.
Есть на заводе и летчики-испытатели. Особенно руководство предприятия отмечает труд Николая Михайловича Григорьева, который осуществляет все испытательные полеты на всей ремонтируемой технике. Коллектив завода отзывается о нем, как о настоящем профессионале своего дела и очень разностороннем человеке.
За 85 лет существования завода на предприятии выросли и продолжают трудиться свои рабочие династии:
Исходя из утверждения «без прошлого нет будущего», генеральный директор завода Павел Ненастьев инициировал большую работу с историческими экспонатами авиационной техники: заложено начало музея авиационных двигателей, в том числе двигателей — участников Великой Отечественной войны, обновлены исторические экспонаты вертолетов и самолетов, таких как Ми-1, Ми-4, Ми-6, Ка-26 и другие.
Один из ярких примеров — это восстановление вертолета Ми-4, который был рабочей лошадкой во времена СССР. Тогда он был незаменим в сельском хозяйстве, на аварийно-спасательных работах и при выполнении других задач, которое ставило государство.
«Мы решили восстановить его для сохранения исторического наследия и передать его потомкам. Можно без преувеличения сказать, что каждый работник завода принял участие в восстановлении этого вертолета. Каждый цех выполнял на нем определенную работу, участвовали все специалисты. Это наш общий труд и наша благодарность нашим предшественникам, которые развивали авиацию», — рассказал Денис Косухин.
Результатом общей работы всего коллектива над вертолетом Ми-4 стало не только восстановление изначального облика машины, но и возвращение ей работоспособности. Это стало знаковым событием для завода, потому что каждый его сотрудник подарил этой машине часть себя. По словам Дениса Косухина, это еще больше сплотило коллектив и мотивировало на новые достижения. Сейчас раритетный вертолет находится в одном из авиационных музеев страны.
В преддверии празднования 80-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне коллектив завода вспоминает своих коллег, которые с оружием в руках защищали честь, свободу и независимость Родины. Работа завода при этом не останавливалась ни на день.
Среди них Мокренко Михаил Никифорович, Водянский Василий Максимович, Суворов Николай Ефимович, Вертер Петр Гершкович, Сорокина Тамарова Адамовна, Кулемин Владимир Владимирович и еще десятки имен героев, память о которых передается сотрудниками завода из поколения в поколение.
Примером для нынешних сотрудников завода служит история жизни Евгения Николаевича Степанова, советского летчика-истребителя, Героя Советского Союза, который стал одним из прототипов главного героя пьесы Константина Симонова «Парень из нашего города» Сергея Луконина. В 1965 — 1977 годах Евгений Степанов был начальником летно-испытательной станции Московского авиационно-ремонтного завода ДОСААФ, а в 1977 году стал научным сотрудником Центрального Дома авиации и космонавтики.
Из Реутовского аэроклуба, на базе которого создан был МАРЗ, вышло немало отличных летчиков, в частности выдающийся военачальник, Дважды Герой Советского Союза, Главный маршал авиации Александр Иванович Колдунов.
В День Победы в память о героях войны, работавших на МАРЗе, пройдут торжественные мероприятия возле памятной стелы «Жителям поселка Авиаремзавод и деревни Федурново, павшим в боях за Советскую Родину».
Ранее сообщалось, что в Балашихе открыли фотовыставку под открытым небом, на которой размещена информация о достижениях выдающихся балашихинцев.