
Омский областной суд рассмотрел необычное дело о кредите, оформленном мошенниками через телефон гражданина Б. История получила счастливое завершение после двух лет судебных разбирательств, о чем сообщил юрист Евгений Фурин в своем телеграм‑канале.
Аферисты позвонили мужчине, представившись сотрудниками банка. Они убедили его установить приложение для «защиты средств», которое на деле дало злоумышленникам удаленный доступ к телефону. С его помощью мошенники оформили кредит на ₽940 тыс. (включая страховку на ₽170 тыс.) и вывели более ₽500 тыс.
Когда Б. обратился в банк с требованием списать долг, ему отказали. В суде первой инстанции истец также не добился справедливости: банк утверждал, что все операции проведены законно — клиент подтвердил их кодом из СМС, к тому же начал погашать кредит.
Однако апелляционный суд встал на сторону заемщика. Судьи обратили внимание на доказательства — записи о звонке мошенников и установленном приложении. Суд указал, что банк обязан не только формально соблюдать процедуры, но и обеспечивать безопасность операций. Поскольку финансовая организация не доказала, что предприняла все меры защиты клиента, решение первой инстанции отменили.
В итоге кредитный договор признали недействительным. Банк обязан вернуть Б. ₽180 тыс., уплаченных по кредиту, и выплатить потребительский штраф в размере ₽90 тыс. за отказ добровольно удовлетворить требования.
Ранее эксперт назвал три основных риска покупок на маркетплейсах.