
Ситуация, когда деньги по ошибке или обману уходят мошенникам, может случиться с кем угодно. Важно не поддаваться панике, а четко знать порядок действий, который повышает шансы на возврат средств. Алгоритм зависит от конкретных обстоятельств перевода, и в некоторых случаях ответственность может нести банк. Об этом сообщает практикующий юрист Евгений Фурин в своем телеграм-канале.
Первое и самое срочное действие — немедленно обратиться в свою кредитную организацию по телефону горячей линии. Хотя остановить операцию, совершенную через систему быстрых платежей (СБП), практически невозможно, при переводе по реквизитам счета есть небольшой шанс ее заблокировать. Информирование банка критически важно по другой причине: финансовая организация обязана передать данные о мошеннических реквизитах в Центральный банк РФ для внесения в специальный реестр. Это поможет предотвратить дальнейшие преступления.
Закон четко определяет случаи, когда банк обязан вернуть клиенту деньги. Основанием для возврата является не сам факт мошенничества, а нарушения со стороны финансовой организации. Таких случаев три:
Для инициации процедуры возврата необходимо подать в банк официальное письменное заявление. На рассмотрение и возврат средств у кредитной организации есть 30 дней. В случае отказа или бездействия можно обжаловать решение, обратившись в Банк России, к финансовому уполномоченту (омбудсмену) или в суд.
Если ваша ситуация не подпадает под эти критерии, основной путь к возврату средств — возбуждение уголовного дела. Для этого необходимо подать заявление в правоохранительные органы — лично в любом отделении полиции или через официальный сайт МВД. Однако, как предупреждают эксперты, даже при успешном раскрытии дела шансы на реальный возврат денег невысоки, так как у преступников их часто уже нет. Компенсацию ущерба придется взыскивать через суд в рамках уголовного процесса.
Параллельно с основными шагами важно предпринять дополнительные меры безопасности. Если в ходе обмана вы делились кодами из СМС, паролями от онлайн-банка или «Госуслуг», необходимо немедленно сменить их и проверить историю операций. Если мошенники использовали фишинговый сайт (поддельную страницу банка или госсервиса), следует подать жалобу в Роскомнадзор для его блокировки.
Особую роль в досудебном урегулировании споров с банками играет институт финансового уполномоченного. К нему стоит обратиться, если вы уверены в вине кредитной организации, но она отказывается признать ошибку. Через омбудсмена можно взыскать ущерб до ₽500 тыс. без обращения в суд, подав заявление через его сайт с использованием учетной записи «Госуслуг». Обращение в суд остается крайней, но всегда доступной мерой, однако важно понимать, что если вина банка не будет доказана, то рассчитывать можно лишь на возврат средств непосредственно с самих мошенников.
Ранее сообщалось, что мошенники от лица врачей предлагают школьникам диспансеризацию.