Современные схемы обмана становятся все сложнее. Если раньше злоумышленники притворялись попавшими в беду родственниками, то теперь действуют куда хитрее: заранее собирают информацию, используют психологическое давление и заставляют жертв принимать решения в состоянии стресса, сообщает «Газета.ру».
Как отметил директор по продукту СберМобайла Артемий Пономарев, преступники все чаще нацеливаются на детей. Один из распространенных сценариев: ребенку приходит сообщение о посылке и коде. Затем звонят от имени «Почты России», просят продиктовать код. Следом — звонок от «Госуслуг»: якобы аккаунт взломан, оформлены микрозаймы. Третий звонок — от «ЦБ», пугают уголовной статьей за перевод денег «в запрещенные организации». В панике подросток передает все, что может: накопления, деньги из сейфа.
По данным Mediascope, у 92% подростков от 14 до 17 лет есть смартфон. Среди детей 4–5 лет — у 35%. Это делает их уязвимыми. Дети плохо распознают угрозу, боятся разочаровать родителей — и становятся легкой добычей.
Важно постоянно разговаривать с детьми, объяснять, что нельзя делиться личной информацией с посторонними, особенно кодами из СМС. Также детям не должно быть доступа к семейным финансам и мобильному банку. Полностью исключить смартфон из жизни подростка сложно, но можно установить антиспам-программы.
Кроме того, дети нередко становятся «рычагом» давления на взрослых. Родителям звонят от имени школы: чтобы «решить проблему» с оценками или доступом к ОГЭ, требуют СМС-код. Взволнованные мамы и папы теряют бдительность и становятся жертвами.
До этого сообщалось, что на маркетплейсе вскрыли мошенническую схему воровства аккаунтов.