Злоумышленники, представляясь сотрудниками соцслужб, операторов связи или торговых сетей, под предлогом оформления скидок или компенсаций выманивают у пожилых людей конфиденциальную информацию. Об этом рассказал депутат Государственной Думы Антон Немкин в интервью RT.
Как пояснил Немкин, пенсионеры являются уязвимой категорией из-за высокого уровня доверия и повышенного интереса к темам льгот и экономии. Мошенники используют психологическое давление и доверительную манеру общения, имитируя привычный для старшего поколения формат взаимодействия.
В отличие от массовых рассылок, такая схема строится на индивидуальном подходе, что значительно повышает ее эффективность. Последствия могут быть крайне серьезными: полученные данные преступники используют не только для прямого хищения денег, но и для оформления кредитов или регистрации фиктивных аккаунтов.
Решение этой проблемы, по мнению эксперта, требует комплексного подхода. Банкам и операторам связи необходимо внедрять системы оперативного выявления подозрительных операций, а государству — ужесточить законодательную ответственность за незаконный сбор и оборот персональных данных.
«Но ключевую роль играет повышение цифровой грамотности: необходимо регулярно информировать пенсионеров о новых схемах, простыми словами объяснять, что нельзя сообщать свои данные незнакомым людям ни по телефону, ни при визите „курьеров“ или „агентов“», — добавил Немкин.
Ранее киберпреступники стали выдавать себя за сотрудников школ и ведомств.