Изначально зеркальные сайты — копии веб-ресурсов, размещенные на разных серверах, — создавались для обеспечения бесперебойной работы крупных интернет-платформ. Например, если основной сайт становится недоступным из-за технических сбоев или кибератак, пользователи автоматически перенаправляются на его дубликат. Это помогает сохранять доступность сервиса.
Кроме того, компании создают «зеркала» для упрощения перехода пользователей на новый домен, например, при смене бренда или адреса. Такие сайты также помогают тестировать новые функции, адаптировать контент под разные рынки и равномерно распределять нагрузку на серверы. По сути, они служат резервным хранилищем данных и предотвращают ошибки пользователей при вводе адреса, что помогает минимизировать потери трафика и обеспечивает стабильную работу сайтов.
Однако со временем зеркальные сайты стали популярным инструментом мошенников. Злоумышленники создают точные копии интернет-порталов магазинов, компаний, сервисных центров, туроператоров, отелей и заманивают клиентов «выгодными» предложениями. Таким образом мошенники не только получают деньги от невнимательных покупателей. Сайты-двойники зачастую используются и для сбора данных банковских карт, личной информации, чтобы в будущем использовать ее в различных схемах обмана.
Об одном из таких случаев REGIONS рассказал адвокат Сергей Измайлов из Одинцова. Жительница Подмосковья нашла в интернете компанию, которая обещала своевременно и качественно отремонтировать ее оригинальную бытовую технику. В итоге потребитель осталась и без техники, и без денег.
Пострадавшая подала иск против компании, которая, как было установлено в ходе разбирательства, не заключала с ней договор, отметил юрист. Сайт, на который обратилась потребитель, был создан злоумышленниками. Интернет-мошенники использовали реквизиты, название и печать реально существующей компании. В Верховном суде заявили, что ответ должна нести компания, на которую подали иск.
«В случае спора с потребителем по предложению своих товаров и услуг, именно бизнес обязан мониторить сеть Интернет на предмет „зеркал“ своих сайтов и лиц, которые оказывают услуги и продают товары, прикрываясь названием и реквизитами чужой компании. Возлагать на потребителя обязанность следить за предложениями в сети Интернет услуг от чужого имени недопустимо», — пояснил решение суда Измайлов.
Пострадала от интернет-мошенников и психолог из Воскресенска Наталья. Ей по почте пришло предостережение о якобы не выданном чеке за ремонт бытовой техники на ₽17 тыс. — недовольный получатель услуги написал жалобу в Роскомнадзор и налоговую инспекцию. Наталья обратилась в полицию, где узнала, что ее реквизиты используют на своем сайте мошенники из Санкт-Петербурга. Чтобы отменить ложное предостережение, ей пришлось обойти немало инстанций.
Жительница Воскресенска считает, что молчать в подобных ситуациях нельзя. Она убеждена, что незаконные действия нужно пресекать, а виновных — находить и наказывать.
Мошенники, создающие фальшивые сайты и использующие чужие данные, вредят не только клиентам, но и честным бизнесменам, отметил в беседе с корреспондентами REGIONS Сергей Измайлов. Проблема не только в том, что в итоге они несут материальную ответственность перед обманутыми потребителями. Серьезно страдает и их репутация.
«Если предприниматель обнаружил, что кто-то использует его реквизиты или создал мошеннический сайт, ему следует незамедлительно обратиться в полицию и подать заявление о возбуждении дела по статье о мошенничестве. Это необходимо для предотвращения возможных проблем в будущем», — сказал эксперт.
Юрист отметил, что иногда мошенник может оказаться совсем рядом. Измайлов рассказал о случае, когда сотрудник компании использовал ее реквизиты и печать для личных целей.
«Он брал заказы, оформлял их от юридического лица, а деньги присваивал себе. На них он покупал необходимый материал, работал на оборудовании компании и поставлял покупателям готовое изделие. Прибыль оставлял себе. Схема эта была раскрыта, когда один из заказчиков пожаловался на качество изделия и потребовал вернуть деньги в размере ₽500 тыс. Руководство компании не стало заявлять на сотрудника в полицию. Его просто уволили. Суд взыскал все убытки, включая неустойку, с фирмы», — рассказал собеседник REGIONS.
Перед тем, как ввести персональные данные на сайте, необходимо убедиться, что интернет-ресурс является подлинным. Для этого специалисты рекомендуют:
1. Проверить домен и URL. Мошенники меняют буквы на похожие символы (например, О на 0, I на 1) или окончания (например, .info вместо .ru). Проверить доменное имя легко при помощи специального регистратора Whois-сервис.
2. Оценить SSL-сертификат. Настоящий сайт должен иметь защищенное соединение HTTPS, с замком в адресной строке. Типы сертификатов EV или OV гарантируют подлинность.
3. Изучить историю сайта. Для этого можно использовать Whois-сервис или веб-архивы для проверки возраста сайта. Мошенники созданные сайты быстро закрывают.
4. Проверить отзывы в поисковых системах и на специализированных платформах.
5. Воспользоваться онлайн-инструментами. Антивирусный сервис VirusTotal проверит сайт на наличие вирусов и фишинговых угроз.
6. Проверить индексацию. Важно убедиться, что сайт индексируется поисковиками. Для проверки можно добавить сайт в Яндекс.Вебмастер.
Ранее REGIONS рассказывал, что любовных аферистов на сайтах знакомств отличают четыре признака.