
Продавцы крупных маркетплейсов, столкнувшись с блокировками аккаунтов или изменениями правил, все чаще ищут коллективной защиты. Эту уязвимость освоили дельцы, создающие псевдоассоциации и союзы. Как передает «Постньюс», команда проекта SHOT ПРОВЕРКА в новом расследовании показала, как под видом помощи селлерам работают схемы, больше напоминающие эзотерические практики, чем профессиональную поддержку бизнеса.
Поводом для проверки стали многочисленные жалобы продавцов. Вместо юридической помощи и переговоров с площадками им предлагали оплатить вступительные взносы и ежегодные членские платежи.
«Ассоциации селлеров, союзы, комитеты — ты ожидаешь штаб, юристов, кипящий опенспейс, а по факту действие происходит в съемной квартире в спальном районе», — отмечает Сидякин в выпуске.
Ярким примером стал Андрей Пасынков, который совмещает должность главы «Ассоциации поддержки и развития интернет-торговли» (АПРИТ) с деятельностью таролога и «хакера матрицы жизни».
Расследование показало, что под вывеской ассоциации Пасынков продает платное членство, домены и превращает базу селлеров в клиентов для своих эзотерических услуг.
«В результате никому не оказывают никакой реальной помощи. Ассоциация, союз и телеграм-канал превращаются в витрину, где селлерам пытаются продать все подряд — от карт Таро до членства в непонятных клубах», — говорится в расследовании.
В ходе эксперимента журналисты связались с другой подобной организацией. За вступление им запросили 84 тысячи рублей в год, пообещав доступ к «экосистеме» и мастермайндам. На конкретные вопросы о решении проблем с Wildberries или Ozon представители давали уклончивые ответы, сводящиеся к необходимости сначала оплатить взнос.
Экспертное сообщество видит в такой активности прямой вред. Председатель действующей НКО АУРЭК Евгения Черницкая отметила, что госорганы заваливают пустыми, однотипными жалобами, создавая белый шум и мешая реальной работе. По ее словам, цель настоящей ассоциации — выстраивать диалог между бизнесом, площадками и государством, а не имитировать деятельность.
Юридический анализ ситуации выявил ключевую уловку: многие такие «союзы» зарегистрированы как ООО или ИП. Это означает, что их основная цель — извлечение прибыли, а не защита прав селлеров. Они не несут ответственности за неисполнение обещаний и не являются субъектами лоббирования.
В итоговых рекомендациях команда SHOT ПРОВЕРКИ советует селлерам действовать прагматично. Необходимо проверять юридический статус организации в ЕГРЮЛ, скептически относиться к громким обещаниям без конкретных кейсов, не платить деньги вперед и в первую очередь использовать официальные каналы поддержки самих маркетплейсов. Сидякин резюмирует, что ассоциации — это лишь инструмент. Если он официальный и прозрачный, он может быть полезен, но в другом случае это просто красивая обертка, в которой людям продают надежду. Рынок интернет-торговли растет, и, как показывает расследование, вместе с ним множатся и те, кто готов торговать воздухом под соусом коллективной безопасности.
Ранее сообщалось, что насколько в России выросла мощность DDoS-атак и что это значит.