Утилизационный сбор (утильсбор) — это разовый платеж, который обязаны уплачивать производители, официальные импортеры, а в ряде случаев и конечные покупатели автомобилей в России. Важное условие: сбор взимается только с транспортных средств, которые ранее в стране не продавались, то есть с новых, впервые ввозимых машин.
Основная заявленная цель этого сбора — создать финансовый резерв для будущей утилизации автомобиля, когда он окончательно выйдет из строя. Фактически же, его задача заключается в поддержке российского автопрома. Механизм призван создать менее выгодные условия для ввоза готовых иномарок и стимулировать иностранные бренды к открытию сборочных производств на территории РФ.
Пока что действенность этого инструмента ограничена. Согласно данным с официального сайта ОАО «Электронный паспорт», даже при действующем утильсборе физические лица ввезли в Россию:
Эти цифры превышают суммарные годовые объемы производства таких гигантов, как ПАО «АвтоВАЗ».
При расчете утилизационного сбора учитывается ряд ключевых параметров транспортного средства:
Для покупателей, приобретающих новинки в салонах официальных дилеров, утильсбор, как правило, уже включен в стоимость автомобиля. Риск возникает при самостоятельном ввозе машины из-за границы или при покупке у продавцов, которые не уплатили сбор. В такой ситуации обязанность по оплате переходит к новому владельцу, что ведет к дополнительным незапланированным расходам и сложностям с регистрацией ТС в ГИБДД.
1. Для физических лиц.
На текущий момент для физлиц, ввозящих автомобили для личных нужд с соблюдением налогового и таможенного законодательства, действуют льготные тарифы утилизационного сбора:
2. Для юридических лиц.
Для юрлиц и импортеров, ввозящих машины в коммерческих целях, действуют существенно более высокие «коммерческие» ставки, исчисляющиеся сотнями тысяч рублей.
Например:
Такой значительный разрыв в ставках подчеркивает протекционистскую направленность механизма, который призван ограничить массовый ввоз автомобилей коммерческими структурами, сохраняя при этом возможности для частных лиц.
На сегодняшний день официального решения о введении новой ставки или коренном изменении порядка уплаты утилизационного сбора с 1 ноября 2025 года не принято.
В профильных министерствах и ведомствах продолжаются обсуждения возможных путей реформирования системы. Среди рассматриваемых мер — дифференциация ставок для различных категорий транспортных средств, включая электромобили и коммерческий транспорт, а также возможный пересмотр базовых коэффициентов в сторону увеличения на фоне инфляции.
Глава Минпромторга Антон Алиханов в июле 2025 года заявлял: «Мы в рамках стратегической сессии доложили председателю [правительства] о необходимости распространения утилизационного сбора на те автомобили, которые ввозятся физическими лицами в определенных сегментах, то есть 160 «лошадей» и выше. Мы будем распространять на них тоже утилизационный сбор», — сказал он.
Эксперты рынка отмечают, что любое ужесточение правил или значительный рост размера сбора может оказать дополнительное давление на конечную цену новых автомобилей, особенно импортных. Это делает актуальным вопрос о том, выгодно ли покупать машину сейчас или стоит ожидать нововведений.
Точные цифры станут известны только после официального утверждения новых ставок.
Однако эксперты ожидают наибольший рост цен для следующих категорий:
Нагляднее всего последствия новых тарифов демонстрирует расчет затрат на ввоз популярных моделей частными лицами. Для многих автомобилей сумма сборов превысит их исходную стоимость.
Автомобили, ввоз которых станет невыгодным с новым утильсбором
Модель | Объем двигателя | Стоимость в Китае | Новый утильсбор | Таможенная пошлина | Итого платежи | Переплата |
Toyota Camry | 2,5 л | 2,38 млн руб. | 1,92 млн руб. | 734,2 тыс. руб. | 2,66 млн руб. | +280 тыс. руб. |
Toyota RAV4 | 2,5 л | 2,5 млн руб. | 1,92 млн руб. | 734 тыс. руб. | 2,65 млн руб. | +150 тыс. руб. |
Mazda CX-50 | 2,5 л | 2,26 млн руб. | 1,92 млн руб. | 534,1 тыс. руб. | 2,5 млн руб. | +240 тыс. руб. |
Geely Preface | 2,0 л | 1,37 млн руб. | 952 тыс. руб. | 526,5 тыс. руб. | 1,48 млн руб. | +110 тыс. руб. |
Как видно из таблицы, для 4 из 4 рассмотренных моделей сумма обязательных платежей (утильсбор и таможенная пошлина) превышает стоимость нового автомобиля в Китае. При этом дополнительные расходы на доставку, оформление СБКТС и ЭПТС еще больше увеличат итоговую переплату.
Решение о покупке автомобиля в текущих условиях зависит от нескольких факторов:
Таким образом, для покупателей новых иномарок текущий период может быть более выгодным с точки зрения потенциальных финансовых затрат. Однако окончательное решение следует принимать, внимательно следя за официальными новостями от Министерства промышленности и торговли РФ и Федеральной таможенной службы.