Выбор города
Введите название вашего города или выберите из списка:
  • Главная страница
  • Балашиха
  • Бронницы
  • Видное
  • Волоколамск
  • Воскресенск
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Егорьевск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Истра
  • Кашира
  • Клин
  • Коломна
  • Королев
  • Котельники
  • Красногорск
  • Лобня
  • Лосино-Петровский
  • Лотошино
  • Луховицы
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Можайск
  • Мытищи
  • Наро-Фоминск
  • Ногинск
  • Одинцово
  • Орехово-Зуево
  • Павловский Посад
  • Подольск
  • Пушкино
  • Раменское
  • Реутов
  • Руза
  • Сергиев Посад
  • Серебряные Пруды
  • Серпухов
  • Солнечногорск
  • Ступино
  • Талдом
  • Фрязино
  • Химки
  • Черноголовка
  • Чехов
  • Шатура
  • Шаховская
  • Щелково
  • Электросталь

Ваш город ?

Ваш город ?

«Спасибо за пять сбитыx фашистских самолетов»: как летчик Марков заслужил звезду Героя

В ряду Героев страны для жителей Чеховского района Подмосковья имя летчика Алексея Маркова — одно из первых. В День Героев Отечества его биографию земляки вспоминают с благодарностью и уважением, так как он — простой скромный парень из рабочей семьи — и покорил небо, и добился того, чтобы небо было мирным.

«Спасибо за пять сбитыx фашистских самолетов»: как летчик Марков заслужил звезду Героя

Фото: администрация м. о. Чехов
Автор: Богдан Кондратенко
9 декабря в 07:13

Свой рабочий парень

Алексей Иванович Марков родился в 1921 году в деревне Репниково Венюковского сельсовета Лопасненского района (Чеховского с 1954 года — ред.). В 1935 году окончил 7 классов школы в деревне Венюково, в 1937 году — школу фабрично-заводского ученичества при Венюковском механическом заводе. Работал слесарем-инструментальщиком на Подольском механическом заводе и Венюковском механическом заводе.

Хотя юноша и проявлял способности к точным наукам, его больше тянуло в небо, к технике высшего пилотажа, и свободное от работы и учебы время он посвятил авиации: сначала, до 1939 года, в Подольском аэроклубе, аккурат к возрасту срочной службы в армии, в 1940-м прошел отбор в Севастополь, в Качинскую военную авиационную школу летчиков. Там Марков быстро освоил боевые машины и вскоре сам стал инструктором.

«Стройный, худощавый инструктор лихо взбирался в кабину ястребка и уносился в жаркое севастопольское небо, выделывая сложные фигуры высшего пилотажа. И курсанты гордились им, без устали снова и снова повторявшим с ними трудные приемы полета. Подчас у многих не выходило, но юный учитель, только что сам окончивший это же училище, подбадривал: „Качинцам не к лицу, чтобы не получалось. Раз, два, три — лети!“», — писал в 1965 году, к 20-летию Победы, журналист Ю. Соловьев в газете «Московский комсомолец».

Фото: Фото: vk.com/Музей памяти Лопасненского края
Фото: Фото: vk.com/Музей памяти Лопасненского края

Совсем скоро Родина позвала Маркова и его товарищей показывать мастерство в противостоянии со страшным противником — гитлеровской Германией, вторгшейся в советские земли. В начале 1942 года сформировалась группа советских летчиков — «Полк бесстрашных», куда в числе девяти качинцев попал и Алексей Марков, был отправлен под Сталинград, драться с асами дивизии Геринга.

В бой идут одни старики…

…Эта фраза из советской киноленты — и про 21-летнего Маркова. «Стариками» уважительно называли любого с летным опытом, потому что к технике нужно было особое чутье. Как выяснилось, чутье Алексея Маркова сослужило ему отличную службу.

А. И. Марков в начале войны прибыл в 434 истребительный полк рядовым летчиком. После Сталинградской операции полку присвоили звание «гвардейский», и номер полка стал «32». Летчик Марков был назначен командиром звена, затем заместителем командира 2 авиационной эскадрильи, а в конце войны — командиром эскадрильи.

«Атакуем сверху…»

В книге «Ветеран полка» Ф. Свердлова из цикла «Герои земли Серпуховской» (составитель В. И. Леонов) описаны несколько боевых вылетов Маркова. Один из первых эпизодов — оборона Сталинграда.

…19 сентября 1942 г. четверка истребителей, которую вел Марков, вылетела на прикрытие своих войск. Погода стояла солнечная, почти безоблачная. Сначала фашистских самолетов не было, но вот наземная станция наведения передала: «С запада — груши Ю-87, атакуйте!».

Две девятки одномоторных пикирующих бомбардировщиков широким клином шли к линии фронта. На этом участке гитлеровская авиация уже в течение нескольких дней наносила сильные удары по частям и соединениям 62-й армии, поддерживая попытки танковых войск прорваться к Волге через железную дорогу Сталинград-Иловля.

— Атакуем сверху на встречном курсе, — передал Марков по радио ведомым и устремился к головному бомбардировщику, полагая, что там командир.

Черно-серый силуэт фашистской машины все увеличивался в его прицеле. Пальцы плавно нажали на гашетку. Огненная трасса кинжалом врезалась в стеклянную кабину вражеского самолета, вторая полоснула по мотору. Марков ушел вверх, развернулся и вместе со своим товарищем по «Каче» А. А. Александровым атаковал еще один фашистский самолет. Тот завалился на крыло и пошел вниз. В этот момент стало видно, как головной бомбардировщик, сбитый Марковым, упал на землю недалеко от станции Котлубань и взорвался.

Летчики Н. Д. Корчаченко и П. И. Юшенков сбили еще один самолет, строй бомбардировщиков рассыпался. Первая девятка, потеряв три самолета, ушла на запад, но вторая яростно отстреливалась, надо было менять тактику. Марков приказал атаковать гитлеровцев снизу, на параллельном курсе. Маневр удался: было сбито еще два бомбардировщика, остальные сбросили бомбы, не доходя до оборонительного рубежа.

На следующий день рано утром перед первым вылетом командир полка зачитал летчикам телеграмму командующего 62-й армией генерал-лейтенанта В. И. Чуйкова:

«Спасибо за пять сбитыx фашистских самолетов. Ни одна бомба не упала на наши позиции».

Фото: vk.com/МБОУ СОШ №8 г.о.Чехов
Фото: vk.com/МБОУ СОШ №8 г.о.Чехов

Награда нашла героя

9 августа 1944 года Марков был представлен командованием полка к званию Героя Советского Союза.

«За отличное выполнение боевых заданий на фронте, проявленные при этом отвагу и героизм, за 250 успешных боевых вылетов и 16 лично сбитых самолетов противника гвардии старший лейтенант Марков достоин высшей правительственной награды», — говорилось в наградном листе.

Ходатайство поддержали командиры дивизий, корпуса, командующий 3-й воздушной армией генерал-лейтенант Н. Ф. Папивин, Воздушный совет 1-го Прибалтийского фронта.

Вечером 23 февраля 1945 года, в день 27-й годовщины Советских Вооруженных Сил, летчики 32-го гвардейского истребительного авиационного полка после напряженного дня боевых полетов выстроились на одном из полевых аэродромов в Латвии. Короткую приветственную речь произнес перед строем приехавший к ним командир 1-го гвардейского истребительного авиакорпуса генерал-лейтенант Е. М. Белецкий. Тепло поздравив всех с праздником, он пожелал новых боевых успехов, скорейшего полного разгрома гитлеровцев, а в заключение сказал:

— Я привез вам радостную весть — ветерану полка, отважному командиру звена старшему лейтенанту Алексею Ивановичу Маркову сегодня присвоено звание Героя Советского Союза.

После этого Марков совершил еще 35 боевых вылетов, сбил семь вражеских самолетов.

Фото: vk.com/Музей памяти Лопасненского края
Фото: vk.com/Музей памяти Лопасненского края

Герой участвовал в Сталинградской и Курской битвах, освобождал Белоруссию, Прибалтику, участвовал в Берлинской операции. За время войны совершил 290 боевых вылетов на истребителях Як-7, Як-1, Ла-5 и Ла-7, в 68 воздушных боях лично сбил 23 самолета противника.

К концу войны на кителе Алексея Маркова золотая звезда Героя, орден Ленина, два ордена Красного Знамени, орден Александра Невского, орден Отечественной войны I степени и множество медалей.

Небо его стихия

В 1946 году Марков окончил Высшую офицерскую летно-тактическую школу ВВС. Продолжал службу в ВВС командиром авиаэскадрильи. С 1948 года — командир отдельной авиаэскадрильи связи. В 1954 году сменил должность командира авиаэскадрильи в учебно-тренировочном авиаполке на работу в Полярной авиации командиром особой авиаэскадрильи — проводил ледовую разведку, проводку караванов судов в Заполярье и аэрофотосъемку.

Умер 1 апреля 1966 года, похоронен на Головинском кладбище в Москве.

Именем Алексея Ивановича Маркова названы улица в микрорайоне Венюково и школа № 8. На доме, где он жил, установлена мемориальная доска, также его имя высечено на одной из гранитных плит Аллеи Героев на Бульваре боевой славы в Чехове.

по материалам Музея памяти Лопасненского края мплк.рф

Ранее на REGIONS сообщалось, как чеховские художники изобразили летчика-героя.

Для улучшения работы и сбора статистических данных сайта собираются данные, используя файлы cookies и метрические программы. Продолжая работу с сайтом, Вы даете свое согласие на обработку персональных данных.

Файлы соокіе можно отключить в настройках Вашего браузера.

Подписывайтесь на нас!

Читайте больше крутых историй и новостей в наших социальных сетях.