Интеллектуально-развлекательная программа «Грамотеи» (0+) на федеральном канале «Россия-Культура» представляет собой поединок двух команд, куда входят по три ученика. Черноголовку представляли одиннадцатиклассница Юлия Белышкова, девятиклассница Александра Даровских и семиклассница Анастасия Дудочкина. Корреспондент REGIONS связался с одной из участниц и узнал, как готовились к телепередаче и что было самым сложным в конкурсе.
Пророческая тавтограмма
В начале передачи участники читают тавтограммы. Черноголовские девчонки продекламировали текст на букву «Р».
«Расшевелим разум, распознаем речь революций. Реализуем, разорвем, расширим рамки — рискуем, радуемся, растем». Такими словами закончили черноголовские школьницы свое первое задание на телепередаче «Грамотеи» телеканала «Культура».
Эта тавтограмма была подготовлена заранее, но оказалась пророческой. Девочки действительно расшевелили разум, вышли за рамки и выросли, одержав победу над соперниками из Липецка. Показали хороший уровень знания грамматики числительных, старорусских слов и отлично поработали с однокоренными словами.
Помогло стать лучшими — не торопиться и верить в победу
Юлия Белышкова в «Грамотеях» была уже второй раз. Три года назад их команда оказалась в числе поверженных. Приобретенный тогда опыт оказался очень полезным. Она поделилась, что предварительно важна хорошая подготовка, а во время шоу — самообладание и убежденность в своем триумфе. Девизом черноголовской команды на передаче было: не торопиться и верить в победу.
«Во время прошлой игры я заметила, что наши соперники очень торопились — там давали дополнительный один балл за скорость. Но, как говорится, важно не количество, а качество. Поэтому я успокаивала девчонок из команды и просила не торопиться. Лучше еще раз проверить, убедиться, что это правильно, и тогда нажимать на кнопку и давать свой ответ. Вот с таким настроем у нас получилось выиграть, потому что у нас никто не торопился. Мы спокойно и целесообразно принимали решение. Кроме того, я была уверена, что мы выиграем — так себя настроила. И девочек подбадривала, когда кто-то переживал, что не надо волноваться — мы выиграем», — рассказала Юлия.
По словам участниц, они интенсивно и долго готовились к программе с учителями русского языка: прорешивали все задания, которые могут попасться, очно и онлайн в чате, повторяли темы.
«Мы встречались после уроков подробно изучали правила и на время решали задания, которые могут попасться», — рассказала Юлия Белышкова. Одно из самых сложных заданий, на ее взгляд, было склонение числительных. Она призналась, что пришлось долго изучать и запоминать, как склоняется творительный падеж, чтобы наконец-то к нему привыкнуть и безошибочно выполнять задание.
Хитрое слово «зыбка» и удача с прилагательным от слова «алабор»
Благодаря конкурсу «Вопрос на засыпку», девочкам удалось значительно опередить соперников и в конце концов стать победителями всей игры. Школьницы быстро сообразили, что загадали липчане. Нужно было определить какое слово образовалось приставочно-суфиксальным способом от алабор, алаборить (порядок, устанавливать порядок). Ответ — безалаберный — родился еще секунд за 10 до того, как истекло время, выделенное на выполнение задачи.
А вот у участников из Липецка вопрос, подготовленный черноголовскими учителями русского языка и литературы Ириной Вячеславовной Соколовой и Вероникой Александровной Трофимовой, вызвал затруднение. Оппоненты не смогли отгадать слово — зыбка. Вопрос был о том, как называется предмет — неотъемлемый атрибут избы, в которой рос младенец. Его поморское название ведет происхождение от прибойной волны и обозначает спокойное качание. Его подвешивали или ставили на лавку. Однокоренное прилагательное обозначающее: шаткий, неустойчивый.
Учат языки, занимаются скалолазанием, читают стихи и вдохновляются именитыми журналистами
Девчонки очень разные, но все сходятся в одном — в отношении к русскому языку. Александра Доровских, пишет стихи, играет в театре, с удовольствием занимается геометрией и очень любит не русский язык. На передаче она прочитала стихотворение своего сочинения о том, что важно несмотря на рамки идти к своей мечте. Анастасия Дудочкина занимается скалолазанием, итальянским и английским языками и очень любит русский язык. Юлия Белышкова тоже очень любит русский язык и мечтает стать журналистом. И эта мечта зародилась на передаче «Грамотеи», когда девочка участвовала в ней в первый раз.
«Когда я первый раз попала на эту передачу, я была в восьмом классе, и вся эта атмосфера очень вдохновили, замотивировали меня. Телеведущий Александр Пряников тогда сказал, что у меня есть дикция, ум и что я смогу стать хорошим журналистом. Меня это очень поразило, что он увидел во мне потенциал. Тогда я начала изучать литературу, принимать участие в олимпиадах. Так сложилось мое предопределения в жизни, я теперь очень хочу поступить на факультет журналистики и работать в этой сфере» — поделилась впечатлениями Юлия.
Для просмотра эфира телепередачи «Грамотеи» на канале «Культура», нужно выбрать выпуск за 23 ноября. (0+)
Ранее сообщалось, что в «Черноголовской СОШ» завершился школьный этап конкурса «Учитель года».