После распада Советского Союза Москва и Ереван сохранили братские отношения между народами, дипломатические — между странами и создали надежную платформу для сотрудничества. Основная часть представителей армянского народа приехала в Московскую область в 90-х годах в период карабахского конфликта. С этого времени армянская диаспора является одной из самых многочисленных в Черноголовке.
Самым узнаваемым и почитаемым жителем с армянскими корнями городского округа Черноголовка был известный писатель и журналист Карен Арутюнянц. Он с 2010 по 2019 год служил специалистом по работе с населением и с молодежью подростково-молодежного центра в Черноголовке. Руководил литературно-театральными студиями, участвовал в книжных фестивалях, проводил с детьми занятия в школах и библиотеке. К сожалению, Карена Давидовича не стало летом 2024 года, но он жив в своих книгах, воспоминаниях воспитанников.
В Черноголовке в 2021 году была учреждена местная национально-культурная автономия армян «Ноев ковчег» для социальной, общественной и культурно-просветительской деятельности. Община поставила цель познакомить местных жителей со своими традициями, богатством языка, а также взялась помочь армянским детям интергироваться в общество.
«Мы сохраняем все свое и впитываем все хорошее у российского народа», — говорят представители местной автономии.
При автономии организована воскресная школа, где детям преподают армянский язык, историю, культуру и национальные танцы. Ее учредитель Светлана Оганисян, рассказала о жизни учреждения.
Дети, которые занимаются в воскресной школе при армянской автономии, все родились в России. Когда их учитель дает им задание написать что-либо про Родину, они спрашивают: о какой стране писать?
«Педагог отвечает: „Пишите о двух — Армении и России. Вы обязаны и той стране, и этой. Только в России на вас лежит большая ответственность за формирование мнения о стране своих предков. Я говорю детям, что каждый из вас — это маленькая Армения. Вы всегда будете в центре внимания, поэтому должны быть достойными сыновьями своей страны“.
Местная национальная автономия прививает детям любовь, как к своим армянским корням, так и к России. Например, ежегодно 12 февраля отмечают армянский праздник Благословения влюбленных и молодоженов — день Святого Саркиса (Сурб Саркис). Он строил церкви, распространяя христианство. Когда во времена императора Юлиана Отступника начались гонения на христиан, он нашел убежище в Армении.
С празднованием дня Святого Саркиса связана интересная народная традиция, согласно которой пекут соленые лепешки. Молодым людям нужно съесть лепешку и ни в коем случае не пить воды, тогда будущие жених или невеста придут во сне и сами дадут напиться. Это армянское поверье уходит корнями в глубокую древность, и даже сегодня тысячи юношей и девушек ждут праздника, чтобы съесть заветную лепешку с надеждой увидеть во сне свою вторую половинку.
В День Святого Саркиса проводятся народные гуляния, разжигается костер, водятся хороводы.
Организация проводит множество мероприятий, занимается благотворительной деятельностью. Ежегодно проводится военно-патриотический фестиваль, учрежденный Министерством обороны Армении и Министерством обороны РФ, в рамках которого чествуют ветеранов Великой Отечественной войны.
«С момента начала СВО помощь требуется тем, кто приезжают с территории СВО. Мы помогаем людям всем: финансово, одеждой, продуктами, жильем, инвентарем. Так мы показываем свою солидарность с русским народом», — рассказала Светлана Оганисян.
В преддверии Нового года представители армянской автономии устраивают утренники для особенных детей, дарят им необходимые для улучшения качества жизни оборудование, технику и лекарства. К тем, кто не может прийти на утренник приезжают сами с подарками и Дедом Морозом.
Жить мирно в многонациональной стране можно только передавая дружбу между своими народами из поколения в поколение, стараясь поддерживать принципы взаимного уважения, делая добрые дела.
Ранее сообщалось, как работает татарская община в Щелкове и почему создание общины связывают и с добычей доломитов.