
Иногда в такси возникают неприятные ситуации: водитель грубит, берет лишние деньги за ожидание или присылает машину дороже или дешевле, чем вы заказывали. Начальник Ногинского отдела Управления Роспотребнадзора по Московской области Ксения Ицкова объясняет, как защитить свои права в самых частых конфликтных ситуациях в такси — от финансовых споров до грубого обращения.
Денежные вопросы
Чтобы права пользователей такси не нарушались, о них нужно знать и при необходимости напоминать об их соблюдении. Очень много споров возникает из-за оплаты за ожидание пассажира, так называемой стоимости простоя.
«Время ожидания не регулируется законом и зависит от условий сервиса такси. Если вы задержались, водитель может начислять плату. Этот момент лучше уточнять в приложении заранее. Но потребитель может обратиться в службу поддержи сервиса. Как правило, организатор поездок на стороне потребителя», — отмечает Ксения Ицкова.
Зато ситуация, когда вместо «Комфорта» приезжает «Эконом» (или наоборот), по словам эксперта, закон трактует однозначно. Как поясняет Ксения Ицкова, потребитель может отказаться от такой поездки и получит компенсацию. Согласно ст. 29 Закона «О защите прав потребителей», можно потребовать безвозмездного устранения недостатка услуги — то есть подачи машины нужного класса, либо снижения цены, возмещения убытков.
Форс-мажорные обстоятельства в такси
Бывают случаи, когда машина не может доехать до конечной точки, например, из-за перекрытой трассы. В таких ситуациях платить нужно только за фактическое расстояние и время поездки до момента остановки. Такое правило установлено ст. 32 «Устава автомобильного транспорта».
Кроме того, пассажир может попросить водителя изменить маршрут и завершить поездку досрочно.
«Если необходимо выйти из такси раньше, стоимость пересчитается по показаниям таксометра. В случае, если вы заключаете договор непосредственно с водителем, то изменение маршрута может повлиять и на стоимость поездки», — поясняет Ксения Ицкова.
Что делать, если водитель такси грубит
Столкнувшись с грубым поведением водителя такси, важно действовать спокойно и решительно. В такой ситуации пассажиру следует прежде всего прекратить поездку в удобном и безопасном месте. Стоит запомнить или записать номер автомобиля и время поездки — эти данные пригодятся для жалобы. Как поясняет эксперт, водитель такси обязан соблюдать профессиональную этику, а пассажир имеет право на уважительное отношение.
Самый эффективный способ повлиять на ситуацию — пожаловаться через приложение такси-сервиса. Все крупные агрегаторы имеют систему оценок и обратную связь, где можно описать произошедшее. Если грубое обращение существенно повлияло на качество услуги, можно обратиться в суд. Роспотребнадзор также может подключиться к делу — по своей инициативе или по ходатайству потребителя услуги, чтобы защитить его права.
Главное правило для пассажира
Большинство спорных ситуаций — плата за ожидание, класс авто, условия оплаты — регулируются внутренними правилами сервиса такси. Внимательное изучение условий в приложении перед заказом поможет избежать неожиданных споров и дополнительных трат. Кроме того, стоит пользоваться только официальными перевозчиками. Главное правило — при посадке в такси пассажиру следует проверить информацию на табличке справа от водителя. По закону там должны быть указаны: название перевозчика с контактами, номер и срок действия лицензии такси, а также актуальные тарифы на поездки. Эти данные помогают убедиться в легальности службы.
Ранее сообщалось, что на въезде в Макарово может появиться лежачий полицейский.