Преполовение Пятидесятницы — один из недвунадесятых Господских праздников, связанных с событиями земной жизни Иисуса Христа. Название праздника происходит от слова «преполовение», что означает «половина пути». Действительно, между Пасхой и Троицей проходит ровно 50 дней — так называемая Пятидесятница, а Преполовение приходится на ее середину.
В этот день верующие продолжают прославлять победу Христа над смертью, но уже начинают готовиться к празднику Святой Троицы, символизирующему начало Церкви и миссии апостолов.
Основой для празднования Преполовения стало евангельское повествование из Евангелия от Иоанна (Ин. 7:37–52), где рассказывается о том, как во время иудейского праздника Иисус пришел в Иерусалимский храм и учил народ. Его учение поразило слушателей, ведь он не имел формального образования, но говорил с необычайной мудростью. Христос же ответил: «Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня» (Ин. 7:16), подчеркивая, что его слово исходит от Бога.
Однако в русской иконографии чаще отражается другой библейский эпизод — история о 12-летнем Иисусе, найденном родителями в храме среди учителей закона (Евангелие от Луки 2:41–52). Эта сцена напоминает о том, что еще в детстве Христос являл мудрость и знание Божьего промысла.
Преполовение Пятидесятницы является одним из древнейших праздников в православной традиции. Первые упоминания о нем относятся к IV–V векам. О нем говорили в своих проповедях такие святые отцы, как святитель Петр Хрисолог и патриарх Антиохийский Севир.
Наиболее ранние богослужебные тексты, посвященные Преполовению, датируются VII–VIII веками. В VIII–IX веках оформилась богатая гимнографическая традиция, в которую внесли вклад такие авторы, как Андрей Критский, Феофан Исповедник и Иоанн Дамаскин.
В день Преполовения совершается особое богослужение, включающее водосвятие, поскольку в песнопениях этого дня Святой Дух сравнивается с живой водой, дающей жизнь душе. После литургии проводится крестный ход к источнику или водоему, где священник освящает воду.
В старину в России крестьяне собирались в полях на общий молебен, во время которого священник кропил землю святой водой. Это считалось важным обрядом, способствующим хорошему урожаю и благополучию.
Ясный восход солнца — к ветреному лету;
Береза распустила листья раньше ольхи, клена и тополя — лето будет засушливым;
Быстро бегущие по небу облака — к скорому ненастью;
Крик совы ночью — к похолоданию или перемене погоды;
Высокая радуга — к хорошей и устойчивой погоде;
Низкая радуга — быть сильным ливневым дождям;
Дождь на Преполовение — к богатому урожаю ржи;
Вечерний туман в низинах — к ясной и теплой погоде;
Серые или темные облака без четких вершин — к грозе;
Отсутствие росы утром — к дождливому вечеру.
Ранее REGIONS сообщал, что в Яхроме представили книгу о священномученике Сергии Флоринском.