Малинкович предлагает обозначить приоритетные места особым цветом или символикой на стекле, а контроль за соблюдением правил возложить на камеры видеонаблюдения. Записи, по его задумке, будут использоваться как доказательства нарушений. По его словам, культура уважения в транспорте утрачена, а порой за просьбу уступить место можно получить не только игнор, но и оскорбление.
Идея вызвала широкий общественный резонанс. Но насколько реалистичен такой закон и не приведет ли он к новым конфликтам? Об рассказал Александр Лебедев, адвокат из Дмитрова, специализирующийся на административном праве.
«На первый взгляд, инициатива выглядит благородно — защитить уязвимые категории пассажиров. Но с юридической точки зрения она сталкивается с серьезными проблемами. Во-первых, как доказать, что человек отказался уступить место? Камеры могут зафиксировать, что кто-то сидит на обозначенном месте, но не покажут, обращалась ли к нему пассажирка с просьбой, пытался ли он встать, была ли у него уважительная причина оставаться сидеть — например, скрытая инвалидность или плохое самочувствие», — отмечает Лебедев.
По его словам, уступка места — это про культуру, воспитание, человечность. А когда за это начинают штрафовать, теряется сам смысл поступка. Это уже не доброта, а страх перед наказанием.
«Кроме того, возникает вопрос: кто будет выписывать штрафы? Кондуктор? Водитель? Полиция? Если вводить институт контроля, потребуется дополнительное финансирование, обучение персонала, создание механизмов обжалования. А это уже не просто инициатива, а целая административная система», — пояснил юрист.
По мнению Александра Лебедева, вместо штрафов эффективнее работать с общественным сознанием: усиливать разъяснительную работу в СМИ, проводить образовательные кампании в школах и транспорте, делать акцент на социальной ответственности.
«Есть страны, где уступка места — норма, но не потому что там штрафуют, а потому что этому учат с детства. У нас, к сожалению, эта культура ослабла. Но решать проблему через карательные меры — значит лечить симптом, а не причину. Если закон примут, он будет трудно исполним и может вызвать больше недовольства, чем пользы. А главное — он не вернет в сердца людей то, что нельзя прописать в КоАП: уважение к другим», — заключил адвокат.
Ранее REGIONS сообщал, что в Дмитровском округе началась «охота» на питбайкеров.