
В православном христианстве смерть — не конец, а переход. Душа человека, покидая тело, вступает в особое состояние, полное духовных испытаний и божественных откровений. Именно в первые сорок дней после кончины решается ее участь до Второго Пришествия Христова и Страшного Суда. В этот период особое значение приобретают третий, девятый и сороковой дни, каждый из которых связан с конкретными событиями в посмертном странствии души.
Согласно древнему откровению, полученному преподобным Макарием Александрийским от ангела, первые два дня после смерти душа остается на земле. В сопровождении ангелов она может посещать места, дорогие ей при жизни — дом, могилу, близких. На третий день, в подражание Воскресению Христа, ее возносят к Богу для поклонения. Именно поэтому в народной традиции принято хоронить усопших на третий день: тело возвращается в землю, когда душа уже покидает земной мир.
После этого до девятого дня душа пребывает в раю, созерцая его красоту и блаженство. Праведные радуются, а грешники — скорбят, осознавая, что рай для них недоступен. На девятый день она вновь предстает перед Богом, а затем начинается путь сквозь «воздушные мытарства» — созерцание адских мучений и духовная борьба с демонами, предъявляющими ей все согрешения, совершенные в земной жизни. Как говорят отцы Церкви, в эти моменты душа «вспоминает все грехи» — и каждое нераскаянное деяние становится тяжким бременем.
На сороковой день душа предстает перед Богом в третий раз — уже не для поклонения, а на суд, где определяется ее место пребывания до Всеобщего Воскресения.
«Эти сорок дней — время великой милости и ходатайства. Именно тогда молитвы живых, особенно церковные — заупокойные литии, панихиды, проскомидии — могут облегчить путь души. Господь не лишает нас возможности помочь усопшему, даже если при жизни он не всегда шел путем праведности. Но важно помнить: молитва — не магия, а проявление любви и веры. И чем искреннее она, тем сильнее ее действие перед престолом Божиим», — пояснил протоиерей Иоанн Ильницкий.
Ранее священник объяснил, какие грехи не прощаются в церкви.