Что такое буллинг?
Сначала нужно разобраться с терминами. Агрессия — это любое проявление враждебности, которое может быть направлено как на других, так и на себя. Конфликт — это столкновение интересов, которое не всегда подразумевает намерение причинить вред. В отличие от этого, буллинг — это целенаправленное и регулярное преследование одного человека другим. Важно отметить, что в таких ситуациях всегда существует неравенство сил: один человек пытается доминировать над другим.
Причины агрессивного поведения
Причины, по которым дети могут проявлять агрессию, разнообразны. Это может быть влияние семьи, окружения или даже медиа. Понимание этих причин помогает выбрать правильные методы для работы с детьми, которые страдают от агрессии или сами становятся агрессорами.
Как школы борются с буллингом?
В каждой школе есть специальные программы, направленные на профилактику буллинга и кибербуллинга, рассказали в Управлении образования г. о. Домодедово при Министерстве образования Московской области.
«Эти программы реализуются педагогами-психологами, социальными педагогами и классными руководителями. Они работают над созданием безопасной и поддерживающей атмосферы для детей. Педагоги-предметники также играют важную роль. Часто именно они первыми замечают изменения в поведении учеников и могут вовремя вмешаться, чтобы предотвратить травлю», — сообщили в ведомстве.
Как выявляется травля?
Чтобы вовремя заметить риски травли, в школах проводят социально-психологическое тестирование для детей старше 13 лет. Это помогает определить уровень воспитанности и выявить потенциальные конфликты. Если в классе наблюдается много конфликтов, к делу подключаются психологи для более глубокой диагностики.
Классные руководители также активно работают над созданием дружелюбной атмосферы в классе. Они занимаются социализацией детей и организуют различные мероприятия, которые помогают формировать сплоченный коллектив.
Помощь детям при травле
Если травля все же произошла, важно быстро реагировать, чтобы предотвратить ее дальнейшее развитие. В большинстве случаев с конфликтами работают службы медиации — это группы сотрудников школы, которые помогают разрешать споры между детьми. Они выступают в роли посредников и стараются восстановить мир в классе.
Кроме того, социальные педагоги работают с детьми и их семьями, чтобы помочь им справиться с последствиями травли. Они могут сотрудничать с инспекторами по делам несовершеннолетних для обеспечения правовой защиты детей.
В 2025 году во всех школах округа начнется новая программа, которая поможет детям стать более устойчивыми к трудностям. Эту программу поддерживает Центр психолого-педагогической реабилитации «Ариадна». Куратором изменений стал Дмитрий Журавлев, кандидат психологических наук и доцент.
Обучение педагогов
В первом семестре учителя-психологи прошли обучение по пяти важным направлениям: профилактической наблюдательности, кризисному общению, функциональности мышления, нормативно-правовой грамотности и профилактической осведомленности.
Это нужно для того, чтобы учителя могли лучше распознавать риски и реагировать на них.
Новые технологии в профилактике
Школы начали использовать автоматизированную систему «Пифия», которая помогает быстро выявлять риски, связанные с буллингом и другими конфликтами. Учителя также обучились тому, как развивать у детей такие качества, как воля, позитивное мышление и умение преодолевать трудности. Каждая школа проработала свои планы по профилактике и воспитанию, а также подготовила рекомендации для классных руководителей.
Приложение «Сигнал»
Следующий шаг — внедрение приложения «Сигнал» для всех сотрудников школ. Оно поможет в реальном времени оценивать риск конфликтов и других проблем в классе и школе. Это позволит специалистам быстрее реагировать на острые ситуации. Приложение будет доступно и для родителей с детьми. Если ребенку трудно рассказать о своих проблемах напрямую, он сможет нажать «тревожную кнопку» на своем телефоне и получить помощь.
Рекомендации для родителей
Родителям важно следить за изменениями в поведении своих детей и обращать внимание на их жалобы. Если вдруг что-то беспокоит, не стоит стеснятся, нужно сообщить об этом классному руководителю или школьному психологу. Специалисты помогут разобраться в ситуации и при необходимости подключат другие службы.
Ранее REGIONS писал о том, как педагоги дошкольных отделений Домодедовской школы № 12 приняли участие в Первом Всероссийском форуме педагогов «Особенности раннего технологического образования детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО».