
В аэропорту Домодедово 15 лет назад произошла авария самолета Ту-154, унесшая жизни двух человек. Об этом сообщает «Газета.Ru».
Судьба Ту-154М, выпущенного на самарском заводе «Авиакор» в 1992 году, была непростой. Еще в 1998 году ему пришлось совершить вынужденную посадку, его двигатели неоднократно ремонтировали, а сам самолет переходил между авиакомпаниями и сдавался в аренду за долги. После девятилетнего простоя лайнер вернулся в строй в 2009 году под флагом «Авиалиний Дагестана».
4 декабря 2010 года самолет вылетел из московского аэропорта Внуково в Махачкалу в 14:08. На его борту находились 160 пассажиров и девять членов экипажа под командованием опытного пилота Закоржи Закоржаева. Уже через несколько минут, на высоте 6,5 тыс. м, бортинженер зафиксировал перебои в подаче топлива ко всем трем двигателям. Вскоре первый и третий двигатели отказали, а у второго резко упала мощность. Одновременно вышли из строя генераторы и часть навигационного оборудования. Экипаж принял решение о немедленной посадке и направил лайнер в Домодедово. Хотя работа второго двигателя была восстановлена, садиться было необходимо.
Погода в тот день была сложной: густой туман висел на высоте 150 м. Самолет, лишенный части приборов и видимости, пилотировали почти вслепую. Управление на земле взяли диспетчеры, но из-за неработающего посадочного радиолокатора их команды были неточными. На высоте около 190 м лайнер столкнулся с обледенением, что, по словам командира, сделало его почти неуправляемым. Ситуацию усугублял сильный боковой ветер над полосой. С возрастающим креном вправо почти неуправляемый самолет на высоте всего 20–30 м, благодаря высокому мастерству экипажа, удалось выровнять и мягко посадить на грунт.
Катастрофа произошла уже на земле. Одно из шасси попало в яму, стойки оторвались, и самолет, проскользив на брюхе, врезался в земляной вал и разрушился, остановившись в девяти метрах от бетонного ограждения аэропорта.
Погибли два пассажира, находившиеся в передней части салона: Гаджимурад Магомедов (брат президента Дагестана) и Роза Гаджиева (мать судьи Конституционного суда РФ). Травмы получили 83 человека.
По результатам расследования причиной происшествия были названы ошибочные действия экипажа, в частности — непреднамеренное отключение бортинженером подкачивающих топливных насосов во время набора высоты. Командир воздушного судна получил трехлетний условный срок, но был освобожден в зале суда по амнистии.
Ранее сообщалось, что авиакатастрофа SSJ-100 в Шереметьево в мае 2019 года произошла из-за ошибки командира судна.