Преступление, о котором идет речь, произошло 16 ноября, в субботу. Девятиклассник, находясь в 300 метрах от железнодорожной платформы станции Ленинская, подбежал к 21-летнему парню и напал на него с ножом. Студент колледжа нанес 18 ножевых ранений в шею и грудь своей жертвы. От полученных травм мужчина скончался на месте. По данному факту было возбуждено уголовное дело об убийстве. Вскоре подозреваемого задержали.
«Следователями и криминалистами проведен осмотр места происшествия, в ходе которого обнаружен и изъят нож, а также одежда подозреваемого. Проведены допросы, назначен ряд экспертиз, в том числе биологическая, молекулярно-генетическая, психолого-психиатрическая и другие», — прокомментировали в ГСУ СК России по Московской области.
Как уточнили в ведомстве, по предварительным данным, мотивом убийства послужила ревность.
Председатель СК России Александр Бастрыкин поручил представить доклад о ходе расследования этого резонансного уголовного дела. Исполнение поручения поставили на контроль в центральном аппарате ведомства.
Психолог Елена Ильина считает, что подростковая агрессия не может появиться внезапно и словно из ниоткуда. По ее мнению, к 15–17 годам ребенка родители получают результаты своего воспитания или отсутствия такового.
«В подростковом возрасте ребенок уже, как правило, вполне сформировался, и то, каким он стал, во многом зависело от его отношения с родителями. Получал ли материнскую любовь хотя бы до пяти лет в нужном объеме? Какие в целом были отношения в семье? Если отношения были дружеские, уважительные, а главное, у родителей хотя бы в принципе был интерес к жизни сына или дочери — это одно. К слову, даже негативное внимание и сверхконтроль и то лучше, чем абсолютный игнор. Соответственно, список вариантов, как могут сложиться отношения уже со взрослеющим ребенком, очень большой: от взаимных обид, претензий, ненависти до теплой дружбы и ежедневных семейных ужинов по вечерам», — рассказывает психолог.
Если же внимания ребенку уделялось мало, то почти всегда это приводит к одному итогу — подросток замыкается в себе.
«Чаще всего родители обращают внимание на детей, когда они приносят двойку, когда из школы звонят с жалобами, когда ребенок подрался и так далее. Если ничего экстремального не происходит, то многие родители не особо интересуются жизнью школьника, занимаясь своими делами. Если ребенок вырос и уже осознал, что до него особо никому нет дела (кроме как накормить и материально обеспечить всем необходимым), он замыкается в себе. Теперь все, что происходит в его мире, будет узнать не так просто. Впадет ли он в депрессию? Или погрузится в виртуальный мир игр? Или найдет новых друзей-хулиганов во дворе и будет жить их идеалами и авторитетами? Или начнет пить, курить, чтобы избавиться от чувства боли и своей никчемности? В любом случае в подростковом возрасте родители получают плоды своего труда в воспитании ребенка», — считает Ильина.
По словам психолога, пока личность не сформирована, ребенок может копировать поведение родителей. Во взрослом возрасте такие поведенческие стратегии могут сохраниться.
«Еще одна причина агрессии среди подростков идет из детства. Если он в детстве видел потасовки, драки между родителями, то может повторить это в игре с куклами или с домашними животными. Похожие сцены, увиденные по телевизору, в интернете, могут подтвердить «легальность» такого способа взаимоотношений: чуть чего можно бить, стрелять, убивать», — говорит Елена Ильина.
Кроме того, зачастую совершают преступления в подростковом возрасте дети-психопаты. Такая патология видна, как правило, уже с раннего детства, когда детсадовцы могут жестоко мучать кошек и собак, не проявляя никакого сострадания. Здесь уже идет речь о психическом заболевании, которое никак не связано с воспитанием.
Психолог Михаил Орлов уверен, что подростковая агрессия зачастую напрямую связана с компьютерной зависимостью.
«Компьютерные игры — враги наших детей. Особенно если речь идет о шутерах от первого лица. Все пацаны играют в эту игру: когда они бегают с автоматами и смотрят на мир сквозь мушку прицела. Возникает полное объединение со своим героем на экране. По сути, по похожей системе пилоты учатся летать на симуляторах — садятся перед экраном и учатся летать. Только наши дети в таких играх учатся убивать. И привыкают убивать. Плюс здесь смещаются ценности. Например, ценность жизни теряется. Создается иллюзия вечной жизни», — рассуждает психолог.
Кроме того, сама по себе сильнейшая зависимость от компьютерного мира смещает распорядок сна и всего дня. Сознание становится спутанным. Подросток постоянно хочет играть, как одержимый, и любой человек, который встает между ним и компьютером, становится врагом номер один.
«Я считаю, что шутеры от первого лица пора запрещать на законодательном уровне. Нужно хотя бы поставить возрастное ограничение 25+. Одно дело — стрелять по танкам и роботам, а совсем другое — по людям. Такие игроманы не просто привыкают к играм, они получают удовольствие от убийств и становятся зависимыми от такого опыта. В моей практике были случаи, когда подростки даже ставили матерям ультиматумы: если не дашь поиграть, сброшусь с балкона, или замерзну на балконе, или убью тебя — варианты разные», — вспоминает случаи из практики Орлов.
Помимо всего прочего, у подростков-игроманов меняется система жизненных ценностей и ориентиров.
«Они получают кратковременное удовольствие от игры. От нажатия клавиш, от ярких событий, происходящих на экране. Поэтому в реальном мире у них нет потребности любить, работать, чего-то добиваться», — заключает психолог.
По словам адвоката Алексея Цыганова, за убийство предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пятнадцати лет. Ответственность за совершение данного преступления наступает с четырнадцатилетнего возраста. Однако в отношении несовершеннолетних есть свои нюансы.
«Для несовершеннолетних срок лишения не может превышать десять лет с отбыванием наказания в воспитательной колонии», — отметил адвокат.
Также санкции напрямую зависят от результатов психиатрической экспертизы. По словам Цыганова, если судебно-психиатрическая экспертиза признает подростка-убийцу невменяемым, то уголовное наказание ему не грозит — в этом случае школьника отправят в специализированное учреждение для прохождения принудительного психиатрического лечения.