«Одна из особенностей восприятия человеком пространства — его нацеленность на финальную точку, ему важно видеть, куда он идет. Также существует живописное восприятие пространства, когда линия становится дугой: например, если мы видим дом, который идет не по прямой, нам хочется за него заглянуть, интересно, что будет дальше. Так же и с улицами, например, с улицей Векслера: она огибает ДК „Мир“ и выпрямляется у Дома международных совещаний»»,
— рассказывает Маргарита.
Поэтому человеку в незнакомом месте проще идти по прямой просматриваемой улице, чем сворачивать во дворы. Если мы ходим одним и тем же маршрутом через двор каждый день, таких проблем не возникает.
Неосознанное энергосбережение В каждом городе есть тротуарные дорожки, которые сходятся перпендикулярно друг к другу. И между ними всегда вытоптана тропинка, как, например, между переходами перед царь-кругом на пересечении улицы Вернова с проспектом Боголюбова. Почему мы не ходим по тротуару, хотя он для нас обустроен? Маргарита отвечает так:
«Человек очень энергосберегающее существо: оно бережет себя и мир вокруг. Когда мы идем пешком, геометрически анализируем то, что видим и стараемся из точки А в точку Б попасть максимально быстро. Это не касается прогулки — тогда мы можем ходить кругами. В случае с более целенаправленным передвижением мы понимаем, что нам нужно попасть куда-то кратчайшим путем. Поэтому все имеющиеся прямые углы стремимся преодолеть с помощью создания гипотенузы между имеющимися катетами».
Прямой маршрут по кривой дорожке Мы любим сглаживать углы, но если тропинка на прямом маршруте извилистая, мы, как правило, соблюдаем ее контур. Почему?
«У прямого маршрута есть допустимые отклонения — некая курватура, кривизна, на которую человек согласен выйти. Поэтому если перед нами не прямая тропинка, а с изгибами, которые не отходят от внутреннего допустимого значения, мы их одобряем и петляем»,
— утверждает Маргарита.
Таких мест в Дубне очень много. Чаще всего такие изгибы встречаются в прогулочных местах, например во дворе дома 15 на проспекте Боголюбова, на набережной Менделеева и на асфальтовой тропе в лесу. Отклонение дуги от оси визуальной связи с точкой назначения составляют угол в пределах 30 градусов.
Важно отметить, что человек чувствует, какое благоустройство спроектировано с точки зрения создания удобства передвижения, а какое — имеет цель ограничить и направить. Первый вариант становится любимым маршрутом, а второй приобретет альтернативные способы достижения кратчайшего расстояния до финальной точки маршрута.