Согласно постановлению Минцифры России, с 1 сентября 2025 года правоохранительные органы получат возможность запрашивать данные о пользователях у крупных маркетплейсов — таких как Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет и другие онлайн-платформы. В перечень передаваемой информации войдут номера телефонов, IP-адреса, сведения о покупках и геолокации пользователей. Запросы будут исполняться в течение суток.
Такие меры официально обосновываются необходимостью борьбы с преступностью, обеспечения национальной безопасности и повышения оперативности расследований. Однако эксперты уже высказывают опасения по поводу усиления цифрового контроля и потенциального нарушения права на приватность.
Александр Кузнецов, IT-специалист из Дубны, отметил, что уже сейчас у государства достаточно инструментов для сбора данных, но теперь создается механизм, который делает этот процесс еще более автоматизированным и быстрым.
«С одной стороны, это может помочь в борьбе с мошенничеством и терроризмом. С другой — возникает риск злоупотребления, особенно если запросы будут подаваться без судебного контроля», — отметил Кузнецов.
Кроме того, специалисты отмечают, что исполнение требований ложится на маркетплейсы, которые теперь обязаны создать технические возможности для оперативного предоставления данных. Это потребует от компаний значительных инвестиций в ИТ-инфраструктуру и системы защиты информации.
Пока не ясно, будет ли данная мера сопровождаться жесткими нормами ответственности за неправомерное использование собранной информации, а также какие ограничения будут установлены для самих силовых структур при доступе к персональным данным граждан.
Ранее полицейские задержали двух мужчин, избивших полицейского в пункте выдачи заказов в Дубне.