В преддверии 80-летия Великой Победы редакция REGIONS рассказывает история Всеволода Шешунова — человека, прошедшего войну и внесшего значительный вклад в развитие науки.
Всеволод Шешунов родился в 1918 году. В 1940 году окончил летное училище, получив звание техник-лейтенант. В том же году он принял участие в войне с Финляндией в составе 24-го скоростного бомбардировочного авиаполка. Начало Великой Отечественной войны застало его в рядах действующей армии. Он воевал на Западном, Воронежском, Брянском, Центральном и 1-м Белорусском фронтах, был участником боев за Берлин. Занимая должность заместителя старшего техника эскадрильи, он проявил себя как мужественный и преданный делу человек. За свои заслуги был награжден восемью правительственными наградами. В марте 1946 года Шешунов был уволен в запас в звании капитана, позже получив звание майора запаса.
После войны Всеволод Михайлович посвятил себя науке. С 1954 по 1956 год он работал младшим научным сотрудником и инженером в ЭФЛ Академии наук, а затем, с 1956 по 1974 год, трудился старшим инженером и научным сотрудником Лаборатории высоких энергий (ЛВЭ) Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) в Дубне. Именно здесь он защитил диссертацию и получил степень кандидата технических наук. С 1974 по 2004 год он преподавал в Московском институте радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА), где прошел путь от старшего преподавателя до доцента.
В своих воспоминаниях он часто возвращался к событиям начала войны.
«20 июня 1941 года нашу эскадрилью направили в город Уральск для участия в химических учениях. Но 22 июня началась война, и мы получили приказ вернуться в свою часть. Поезда шли только до Гомеля, дальше нам пришлось добираться на грузовиках. Помню жаркий солнечный день, пустынное шоссе Гомель — Бобруйск. Не доезжая до реки Березины, навстречу нам двигались толпы беженцев с детьми и домашним скарбом», — вспоминал Шешунов.
По его словам, по сторонам от шоссе неорганизованно шли сотни военнослужащих без оружия и техники. В их молчаливом движении было что-то тревожно-зловещее, словно предчувствие большой беды.
«Внезапно со стороны реки появились самолеты. Резко снизившись, они начали обстреливать наши машины и шоссе. Лежа в придорожной канаве, вжавшись в землю и слыша свист пуль, я впервые увидел на крыльях проносившихся над нами самолетов черные кресты. Это была первая встреча с немецкими мессершмитами. К счастью, она обошлась без смертей. В конце дня мы добрались до своих самолетов, но вскоре все они были потеряны в неравных воздушных боях», — рассказывал Всеволод Михайлович.
Ранее REGIONS сообщал, что в Дубне по крупицам собирают информацию о судьбах фронтовиков к юбилею Победы.