С 1 ноября 2025 года в России вступят в силу новые правила расчета утилизационного сбора. Вместо прежней системы, где размер платежа зависел от возраста автомобиля и объема двигателя, будет применяться более сложная формула — теперь ключевую роль сыграют мощность двигателя и его объем. Соответствующий проект постановления правительства подготовил Минпромторг, сообщает газета «Известия».
Вводится прогрессивная шкала: чем выше мощность транспортного средства, тем больше коэффициент, увеличивающий итоговую сумму сбора. Льготные ставки для физических лиц сохранятся, но распространятся только на автомобили мощностью до 160 лошадиных сил. Это означает, что покупатели более производительных моделей столкнутся с серьезным ростом стоимости ввоза.
К 2030 году максимальный утильсбор для легковых машин старше трех лет с двигателем свыше 3,5 литра и мощностью более 500 л. с. достигнет 10,081 миллиона рублей — это почти в три раза больше текущего уровня (около 3,3 млн рублей).
Эксперты отмечают, что изменения затронут в первую очередь импортные автомобили премиум-сегмента — кроссоверы, спорткары и электромобили. Например, сбор на новый Geely Monjaro (238 л. с.) для частных лиц вырастет с нынешних 3,4 тысячи рублей до 952 тысяч рублей уже с ноября 2025 года, а к 2030 году превысит 1,6 миллиона.
Особенно резко изменится ситуация с электрокарами. Для модели Zeekr 001 (225 л. с.) утилизационный сбор увеличится в 637 раз — с 3,4 тыс. до 2,16 млн рублей.
По прогнозам аналитиков, нововведение может вызвать временный всплеск спроса на автомобили, ввезенные до 1 ноября 2025 года, а также привести к сокращению импорта мощных моделей. Однако в Минпромторге напоминают, что около 88% автомобилей в России имеют мощность не выше 160 л. с., значит, большинство владельцев продолжат пользоваться льготными условиями.
«Мы уже видим повышенный интерес к автомобилям среднего и премиального класса, особенно среди тех, кто планирует крупную покупку. Многие клиенты задумываются о том, чтобы оформить заказ заранее, пока действуют старые расценки. Особенно активно интересуются кроссоверами и электромобилями. Конечно, такие изменения могут временно снизить спрос на мощные модели, но рынок адаптируется — возможно, вырастет интерес к автомобилям с умеренной мощностью или к официально ввозимым б/у машинам. А пока — это настоящий сигнал к действию для тех, кто не хочет переплачивать в будущем», — говорит Алексей Краснов, менеджер по продажам дубненского автосалона «Авто-Премьер»
Ранее REGIONS сообщал, что с 1 ноября 2025 года водителей начнут штрафовать за отсутствие ОСАГО по камерам.