Идея сделать платным проезд по всем автомобильным дорогам России может быть реализована к 2030 году — такую возможность не исключил заместитель начальника управления Росавтодора Денис Кирюхин на полях форума Kazan Digital Week. Об этом сообщает «Бизнес.Online».
По его словам, нынешний бюджет недостаточен для содержания и строительства дорожной инфраструктуры, особенно на фоне роста цен на строительные материалы и эксплуатационные расходы. При этом действующие механизмы, такие как дорожные фонды, были разработаны без учета современных реалий — например, массового появления электромобилей, которые почти не платят топливный налог, но активно используют дороги.
«Это пока только в рамках обсуждения, но тем не менее», — подчеркнул Кирюхин.
Он также напомнил, что с 1 февраля 2025 года плата в системе «Платон» была повышена на 3,34 рубля за километр, что уже ударило по кошелькам перевозчиков. В будущем, по его мнению, нужно прийти к принципу «кто пользуется — тот и платит», который он назвал «социальной справедливостью». Однако конкретных предложений или законопроектов на этот счет пока нет.
В комитете Госдумы по транспорту и развитию дорожно-транспортной инфраструктуры идею встретили резко отрицательно. Там заявили, что всеобщая платность дорог противоречит Конституции РФ, в которой закреплено право граждан на свободное передвижение. Даже обсуждение такой меры может привести к социальному недовольству, особенно в регионах.
Житель Дубны, водитель-дальнобойщик Александр Петров, возит грузы по Центральному федеральному округу уже более 12 лет. Он считает, что новые предложения — удар по малому бизнесу.
«Я уже плачу топливо, налоги, „Платон“, техосмотр, страховку. Теперь хотят сделать платными даже обычные региональные трассы? Это абсурд. Мы и так финансово истощены. Если начнут брать деньги за каждую дорогу — половина перевозчиков просто уйдет с рынка. А кто тогда будет везти продукты в деревни?» — отметил Петров.
По словам Александра, сегодня многие коллеги будут работать «в ноль» после всех расходов. Новая система, по его мнению, ударит не только по профессиональным водителям, но и по ценам в магазинах.
На данный момент никаких официальных решений о введении всеобщей платы за проезд не принято. Идея остается на уровне дискуссии внутри профильных ведомств. Тем не менее, сам факт ее озвучивания вызвал широкий общественный резонанс.
Система «Платон», действующая для грузовиков свыше 12 тонн, продолжает расширяться: увеличена ставка, а зона действия — почти вся сеть федеральных трасс. Пока платные участки для легковых автомобилей остаются единичными (например, участок М-11 «Нева»), но если тенденция сохранится, они могут появиться чаще.
Ранее REGIONS сообщал, что дороги Дубны получили «европейское» покрытие.