Цены на овощи в России резко выросли из-за возросших издержек на коммунальные услуги, транспорт и другие факторы. Об этом в интервью URA.RU рассказал директор по стратегическим вопросам Национального союза производителей плодов и овощей Игорь Мозговенко.
По его словам, на стоимость продуктов оказывают влияние несколько факторов, в первую очередь себестоимость и инфляция. Согласно данным, средний рост оптовых цен по стране за последний год находился на уровне продовольственной инфляции, которая превышает общую инфляцию и составляет более 12%. Кроме того, рост тарифов на газ и электроэнергию, необходимых для обогрева теплиц и досвечивания культур, также повлиял на цены. В регионах с малым количеством солнца и коротким световым днем светодиодные лампы работают интенсивнее, и зимой до 50% себестоимости приходится на освещение.
«Выросли и транспортные расходы из-за увеличения стоимости топлива. Дороже стали семена, удобрения и средства защиты растений. В конечном счете все это отражается на розничных ценах. Быстрее цены росли в регионах, где есть дефицит производства. Например, на Дальнем Востоке, на Урале и в Сибири», — добавил Мозговенко.
По данным экспертов, были ожидания у покупателей, что после новогоднего ажиотажа цены на тепличные овощи снизятся, однако рост продолжался в январе, феврале и марте. По словам экспертов, это ежегодная динамика, наблюдаемая в течение последних 10 лет. Инфляция и себестоимость могут оказывать небольшое влияние, но общие тенденции сохраняются из года в год.
Он также пояснил, что цены начинают расти осенью из-за сокращения предложения на рынке овощей, достигают пика и снижаются с приходом тепла и увеличением светового дня, когда к производству овощей подключаются парники и частично открытый грунт в южных регионах. Кроме того, весной начинаются поставки свежих импортных овощей из стран СНГ, а также ближнего и дальнего зарубежья, что насыщает рынки и приводит к снижению цен.
Ранее сообщалось, что кофе, одежда и электроника могут подешеветь из-за укрепления рубля.