Из-за резкого снижения темпов ввода новых торговых комплексов, фонд таких объектов по всей стране стремительно стареет. На сегодняшний день около 62% из существующих 31 млн кв. м уже нуждаются в серьезной реконструкции. Консалтинговые компании прогнозируют, что к 2027 году этот показатель может вырасти до 67%, что потребует значительных вложений со стороны собственников. Однако высокие расходы и длинные сроки окупаемости делают реновацию малопривлекательной для многих инвесторов. Об этом сообщает «Ъ».
Лучшая ситуация — в Москве и Подмосковье, где только 43% из 9 млн кв. м торговых центров требуют обновления. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области этот показатель уже достигает 53% от 3 млн кв. м. Наиболее сложная ситуация складывается в регионах: 73% от 19 млн кв. м торговых объектов за пределами столиц уже морально и физически устарели.
Согласно аналитике IBC Real Estate, в региональных городах за пределами Москвы и Петербурга к 2026 году доля устаревших объектов вырастет с текущих 67% до 77%. При этом в самой столице этот показатель даже немного снизится — с 65% до 64%, а в Петербурге — с 83% до 80%.
Как поясняет Екатерина Ногай, руководитель исследований IBC Real Estate, в среднем ТЦ нуждаются в реконцепции спустя 10 лет эксплуатации. Однако текущие реалии укорачивают этот срок: современные коммерческие циклы, по словам директора по управлению активами ADG Group Марии Ромашиной, сократились до 5–7 лет.
Большинство действующих торговых центров были построены в пиковые периоды — в 2008 и 2013 годах, говорит Павел Люлин, вице-президент Союза торговых центров. Сейчас уже более 1 000 из 2 000 крупных ТЦ в стране «перешагнули десятилетний рубеж» и явно требуют модернизации. Если тенденция сохранится, через три года таких объектов будет уже до 1 400.
Региональный директор NF Group Евгения Хакбердиева отмечает, что большая часть комплексов, построенных в начале 2000-х годов, не соответствует текущим запросам арендаторов и посетителей. Требуются не только новые планировки и инженерные системы, но и изменение самой концепции: сегодня покупатель приходит в ТЦ за эмоциями, досугом и сервисом, а не только за покупками.
Это изменение поведения подтверждается ростом e-commerce. В первом квартале 2025 года, по данным АКИТ, объем онлайн-торговли в России увеличился на 36% год к году и достиг ₽2,6 трлн. На фоне этого офлайн-торговля теряет трафик: Mall Index, отражающий число посетителей на 1 тыс. кв. м, снизился на 4%.
С 2018 по 2021 год в регионах ежегодно вводилось по 295–507 тыс. кв. м торговых площадей. В 2022–2024 годах — всего 133–306 тыс. кв. м, сообщают аналитики IBC Real Estate. Причина — кризисы: сначала пандемия, затем геополитическая нестабильность. Девелоперы стали откладывать проекты или переносить сроки ввода.
Стоимость обновления одного «квадрата» торговой площади может достигать ₽100 000, говорит Мария Ромашина. Минимальные расходы — около ₽50 000 за кв. м. При этом, по словам Павла Люлина, далеко не все владельцы готовы к таким вложениям: окупаемость затянута, а стоимость кредитов остается высокой. Поэтому многие ждут более благоприятных условий для начала модернизации.
Ранее эксперт рассказал, на чем нельзя экономить при ремонте квартиры под сдачу.