Эксперимент по перевозкам грузов беспилотными фурами, который уже два года проводится на трассе М-11 между Москвой и Петербургом, расширили на Центральную кольцевую автодорогу (ЦКАД) в Московской области. Церемония запуска движения беспилотных грузовиков прошла в минувшую среду на 53-м километре ЦКАД, вблизи села Софрино. По трассе проехали первые четыре машины: две фуры «Маяк-2» производства компании NatCar, дочернего предприятия «КАМАЗа», и еще две — производителя Navio.
«В планах у правительства в рамках инициативы по развитию беспилотных логистических коридоров в следующем году уже открыть беспилотное грузовое сообщение на трассе М-12 „Восток“. И к 2030 году протяженность наших беспилотных коридоров должна составить порядка 20 тысяч километров», — отметил на церемонии запуска движения грузовых беспилотников первый замглавы Минтранса РФ Валентин Иванов.
Всего к движению по трассам М-11 и ЦКАД допущены 67 беспилотных грузовиков. К концу 2025 года планируется увеличить их число до 93 единиц, сообщили REGIONS в Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика». Проект реализуется в рамках экспериментального правового режима (ЭПР), запущенного в 2022 году для федеральной инициативы «Беспилотные логистические коридоры», уточнили в ассоциации.
Средняя скорость движения беспилотных грузовиков на 11% выше (до 90 км/ч), чем у фур с водителями; расходы на топливо и комплектующие для маршрутов длинной более 1 тыс. км уменьшились на 10–14%; износ комплектующих меньше на 5%, а простои из-за нехватки водителей и перераспределения сократились на 30% — таковы основные показатели роста эффективности перевозок беспилотными фурами.
Номенклатура круглосуточно перевозимых грузов самая разнообразная, рассказали в ассоциации. Это продукты питания, потребительские товары и другие категории. В будущем благодаря использованию беспилотных технологий стоимость логистики будет снижаться, что, возможно, приведет к снижению стоимости товаров для конечных потребителей.
«Почти два года использования беспилотных грузовиков на трассе М-11 без аварий доказывают их безопасность. Главный фактор снижения риска — минимизация человеческого фактора. Вопрос ответственности в случае ДТП в настоящий момент прорабатывается и будет отражен в законе о высокоавтоматизированных транспортных средствах, который готовит Минтранс РФ», — пояснил представитель Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика».
Эксперты REGIONS оценили перспективы внедрения беспилотных грузоперевозок с точки зрения их экономичности и безопасности.
«Пока во всех беспилотных транспортных средствах в нашей стране присутствует водитель, и он несет ответственность в случае ДТП. По застрахованным в нашей компании беспилотным грузовикам никаких ДТП не было, а единственное ДТП с беспилотным легковым автомобилем, который был застрахован в нашей компании, произошло по вине другого водителя», — сказал REGIONS вице-президент компании «Ренессанс страхование» Сергей Демидов.
По мнению Екатерины Ереминой, руководителя Общественной приемной по развитию логистической отрасли при Уполномоченном по защите прав предпринимателей города Москвы, вопрос безопасности беспилотных автомобилей является приоритетным, а разработчики и эксплуатанты несут ответственность за обеспечение безопасности на дорогах. Эксперт уверена, что в случае ДТП ответственность будет распределена в соответствии с российским законодательством.
«Я убеждена, что внедрение беспилотных грузовиков — это важный шаг в развитии логистической отрасли. Надеюсь, что эти технологии помогут сделать перевозки более эффективными и безопасными», — говорит Екатерина Еремина и отмечает, что внедрение новых технологий требует разработки соответствующих законодательных актов и совершенствования действующих норм и правил.
Генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев сожалеет по поводу того, что пока не все регионы России готовы к полномасштабному запуску беспилотного автотранспорта. Причин у этого, по мнению Матвеева, несколько: во-первых, невысокий пока еще уровень доступа к новым технологиям; во-вторых, недостаток полигонов для тестирования беспилотников; в-третьих, низкое качество дорог; в-четвертых, недостаточное покрытие территорий сетями 4G (LTE) и, наконец, в-пятых, нежелание инвесторов вкладывать средства в развитие инфраструктуры из-за высоких рисков.
«Беспилотники не устранят главные проблемы мегаполисов — пробки и проблемы с экологией. Сегодня до 80% вредных выбросов в атмосферу в городах-миллионниках — это не промышленные предприятия, а автотранспорт. К тому же, программному обеспечению пока нельзя доверять полностью. Нужно продумать, кто в критической ситуации вовремя отреагирует, чтобы не допустить аварии. Пассажир? А если у него нет прав? И кто будет отвечать за ущерб?» — задается вопросами Дмитрий Матвеев и напоминает о еще одной неизбежной проблеме — водители лишаться работы.
При этом эксперт не сомневается, что, разрешив временные проблемы, связанные с переходом на беспилотные технологии, в будущем можно будет оценить неоспоримые преимущества инноваций для общества и экономики. Среди таких преимуществ снижение стоимости грузоперевозок — беспилотники работают круглые сутки 365 дней в году, эффективно расходуют топливо и передвигаются по оптимальным маршрутам; не придется тратить время на управление машинами, самостоятельно передвигаться на которых смогут даже люди с ограниченными физическими возможностями.
Как ранее сообщал REGIONS со ссылкой на подмосковный Минтранс, в 2025 году на федеральных трассах области планируется отремонтировать 15 мостов и путепроводов. По словам представителей ведомства, ремонтные работы затронут автодороги М-2 «Крым», М-5 «Урал» и М-8 «Холмогоры». Будет обновлена инфраструктура на трассе А-108, известной как Московское большое кольцо. Специалисты восстановят деформационные швы, укрепят несущие конструкции, уложат новое дорожное покрытие и модернизируют системы водоотведения. Старт работ намечен на апрель–май, а завершение — на конец 2025 года.