Согласно данным Росстата, с начала 2025 года потребительские цены в России выросли почти на 5%. По мнению эксперта Беляева, основная причина роста цен в любом сегменте, от продуктов питания до автомобилей и турпутевок, заключается в желании продавцов получить как можно больше прибыли.
«Пользуясь тем, что они (продавцы — прим. ред.) являются фактически диктаторами рынка, они занимаются постоянным повышением цен. В этом, кстати, у нас заключается инфляция. И повышение ставки здесь не поможет», — уверен экономист.
Кроме общей инфляции, рост цен на маркетплейсах также обусловлен:
1. Повышением комиссии для продавцов. Площадка, которая продает товары, забирает себе от 15 до 20%. Любое увеличение комиссии отражается на цене для потребителя, ведь продавец не станет торговать в убыток.
2. Акциями и скидками. Зачастую это самая настоящая уловка. Продавцам приходится участвовать в акциях маркетплейсов, чтобы продвигать товары. Чтобы скидка не лишила предпринимателя дохода, он увеличивает изначальную цену своего продукта. В итоге расходы снова ложатся на покупателя.
3. Логистикой. За последние несколько лет затраты на доставку, хранение и возвраты товаров выросли практически на треть. Особенно дорога логистика в крупных городах, поэтому цены там ощутимо выше.
Михаил Беляев также отмечает, что маркетплейсы могут позволить себе повышение цен, потому что переманили достаточно покупателей, продавая товары изначально по заниженной стоимости.
«Когда магазин открывается, он выставляет товары по ценам ниже, чем у своих соседей и конкурентов. То же самое произошло у нас с маркетплейсами, только в более затяжном и масштабном варианте, чем это было в классических торговых сетях. Теперь, когда они полностью привязали к себе потребителей, и им это удобно, они пользуются этим и повышают цены», — заключил эксперт.
По мнению Михаила Беляева, контролировать инфляцию и, в том числе, рост цен на маркетплейсах должны антимонопольные ведомства.
«В развитых странах с рыночной экономикой для этого существуют антимонопольные ведомства. Где-то это службы, где-то — министерства, где-то — комитеты. Называются по-разному. Но суть у них одна: они должны противодействовать необоснованному повышению цен, не ставя пределов цен, которые ведут к дефициту. Это большая разница!» — акцентирует эксперт.
По словам Беляева, важно внимательно отслеживать ситуацию на рынке и разбираться, когда цена растет обоснованно, а когда нет. Аргументация об удорожании производства, повышении цен на нефть и скачках доллара может выглядеть солидно, но зачастую не имеет отношения к росту цены на конкретный товар.
«Антимонопольные ведомства должны активно выполнять свои функции, а не занимать инертную позицию. Иначе мы получаем рост цен везде и повсеместно — инфляцию, которая вышла из берегов. По независимым оценкам, она равняется 15-16% в год», — объясняет аналитик.
К сожалению, готовых рецептов для потребителя нет. В любом случае нет смысла отказываться от маркетплейсов или наоборот покупать исключительно там. Гораздо важнее планировать покупки, изучать и сравнивать цены.
«Поможет только метод поиска, никто вам ничего не подскажет. Когда идет повсеместное повышение цен, отдельные магазины прибегают к различного рода акциям и скидкам. Поэтому остается только самостоятельно исследовать рынок», — уточнил эксперт.
Кроме того, у каждого маркетплейса есть свои бонусные программы и промокоды, получить которые можно в том числе за написание отзывов на купленные товары.