В России наблюдается сложная ситуация на топливном рынке, характеризующаяся ростом оптовых и розничных цен. Заявления чиновников о незначительном дефиците, покрываемом запасами, не снимают ключевой проблемы — системного кризиса, вызванного низкой рентабельностью переработки и логистическими сбоями. Об этом сообщает «Российская газета».
Рост биржевых котировок на бензин начался еще в августе, хотя реальный дефицит тогда был лишь потенциальным риском. Ситуацию усугубили внеплановые ремонты НПЗ и риски потери нефтяными компаниями бюджетных компенсаций. Сейчас биржевые цены на АИ-92 превысили уровень, при котором демпферная компенсация обнуляется.
Что касается дизельного топлива, его производство в стране вдвое превышает внутреннее потребление, однако цены растут из-за сезонного спроса и проблем с рентабельностью.
Эксперты указывают, что рентабельность нефтепереработки в этом году существенно снизилась. У вертикально интегрированных компаний прогнозируется двукратное падение прибыли. Сокращение выпуска продукции в сочетании с ростом издержек и налоговой нагрузки создало условия для «идеального шторма».
Правительственные меры, включая запрет экспорта бензина и дизеля для трейдеров, а также планы по повышению порога для демпфера рассматриваются как запоздалые.
По мнению аналитиков, запреты не решат проблему увеличения предложения на внутреннем рынке. Для стабилизации ситуации необходимо импортировать топливо и обеспечить защиту НПЗ для скорейшего завершения ремонтов.
Системной проблемой называется низкая инвестиционная привлекательность отрасли, отсутствие стимулов для строительства новых НПЗ и АЗС. Текущий механизм демпфера, по оценкам специалистов, устарел и требует пересмотра с учетом новых экономических реалий. В противном случае ручное управление кризисами будет продолжаться, а цены к 2025 году могут превысить все официальные прогнозы.
Ранее налоговый маневр из-за подорожания бензина предложили отменить.