В 2022 году ожидается рекордно низкий уровень безработицы в России — 2%. Однако этот показатель будет свидетельствовать скорее об обострении кадрового дефицита, чем о росте качества занятости. Об этом рассказал вице-президент «Опоры России» Дмитрий Пищальников в беседе с «Газетой.ру».
Он отметил, что для экономического роста ключевым фактором должно стать повышение производительности труда и качества управления. Низкая безработица — это следствие «демографической ямы 90-х», когда на рынок труда выходит меньше молодых специалистов, чем требуется. Кадровый дефицит фиксируется повсеместно, особенно в промышленности и производстве, из-за акцента на импортозамещение, мер господдержки и субсидирования работодателей.
Специалист уверен, что минимальная безработица говорит о полном использовании трудовых ресурсов и удерживает тренд «растущих зарплат». При этом многие предприятия игнорируют управленческие проблемы и потенциал производительности труда. Из-за низкого уровня организации труда и технической оснащенности потенциал роста прибыли и конкурентоспособности предприятий, а значит, и зарплат с уровнем жизни, реализован недостаточно.
«Для бизнеса это означает рост затрат на персонал в структуре себестоимости и ужесточение конкуренции „за рабочие руки и головы“», — пояснил эксперт.
По мнению Пищальникова, российским компаниям необходимо инвестировать в переподготовку сотрудников и внедрять стандартизацию процессов. Более высокий уровень безработицы в других странах G20 объясняется кризисом в Европе, структурными особенностями рынков труда и влиянием технологических гигантов, автоматизирующих процессы и сокращающих спрос на низкоквалифицированный труд. В развитых странах высокие социальные пособия по безработице снижают мотивацию к трудоустройству.
Ранее пропаганду безделья предложили запретить.