Как известно, в ночь на 19 января все земные воды являют присутствие благодати Божией. Тем не менее многие верующие стремятся отметить праздник Крещения в местах особенных. Научный сотрудник музея «Новый Иерусалим» рассказала, почему многие для этого едут в Истру.
Крещение Господне относится к двунадесятым праздникам и является одним из самых любимых и почитаемых у православных христиан. Одним из мест притяжения в эти январские дни на протяжении столетий был Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь под Истрой. Как известно, патриарх Никон задумал воссоздать под Москвой образ Святой Земли и воспроизвести главные христианские святыни Палестины.
Ведущий научный сотрудник художественного отдела музея «Новый Иерусалим» Лариса Черненилова рассказала о том, что привлекает паломников и прихожан в праздник Крещения.
«В соответствии с замыслом патриарха, окрестности были переименованы. В том числе река Истра, на определенном участке, получила именование Иордан — значимой для христиан реки. В дни Крещения происходит буквально паломничество к ее берегам. Даже когда на территории монастыря был музей и не было оборудованного места, люди туда шли. Эта память всегда сохранялась»,
— объяснила Лариса.
Люди с особым трепетом относились к Новому Иерусалиму, и Истра на этом участке была не просто рекой. Лариса Черненилова вспомнила характерную историю из советского периода, когда в музей на территории монастыря приезжали на экскурсии учащиеся духовной семинарии. А возраст молодых людей был такой, что впору о женитьбе думать.
«В Истре много красивых девушек, да многие некрещенные»,
— сокрушался один из семинаристов.
«В реке купались — значит крещенные»,
— неожиданно ответил ему другой.
Не иссякает и поток желающих набрать святую воду в Ново-Иерусалимском монастыре, причем круглый год, а не только в праздник. Как известно, воду освящают во всех храмах. Но здесь есть собственный подземный источник. Забил он чудесным образом еще во время строительства. Воскресенский собор строили по подобию Храма Гроба Господня. Здесь есть церковь Константина и Елены, которая построена на углублении, а место обретения Креста еще глубже. На этом месте и забил источник, который освятили. Православные и сегодня с особым трепетом набирают из него святую воду.
Рассказала научный сотрудник музея и о трех тематических иконах, с которыми можно ознакомиться в музее.
«В экспозиции церковного искусства представлено несколько икон, посвященных Крещению Господне. Самая ранняя из них написана в XVII веке где-то на русском Севере. Она входила в иконостас небольшого храма. Очевидно, что икона написана мастером не столичной школы, в ней явные черты народного восприятия праздника. Тем не менее канонические элементы соблюдены. Мы видим изображение реки Иордан, хотя и своеобразное – она никуда не течет. Иоанн Предтеча жил и проповедовал в пустыне. По ярко-оранжевым краскам, которыми она написана, можно как раз определить принадлежность к северной школе. Христос изображен в рост, полностью обнаженным. Иоанн Креститель расположен слева, ангелы, которые готовятся воспринять крещеного, — справа. Сверху мы видим кусочек неба и луч со спускающимся голубем, который символизирует Дух Святой»,
— уточнила Лариса Черненилова.
Вторая икона, по словам научного сотрудника, тоже написана на русском Севере, но столетием позже. Она также из иконостаса, но явно более богатого храма — об этом говорит картуш в стиле барокко. Здесь иная художественная трактовка, изображение более реалистичное. Можно увидеть пейзаж: реку, деревья с листочками. Бог Саваоф изображен в виде старца. Также присутствует изображение города – скорее всего это намек на Царствие Небесное, горний Иерусалим, считает специалист.
«Третья икона написана в первой четверти XIX века. Она тоже с элементами академической живописи. Но народный элемент присутствует. Несколько изменена иконография: Иоанн Предтеча и ангелы находятся слева, в отличие от канона, согласно которому ангелы должны быть справа. Голубой фон иконы довольно распространен для этого периода. Представлены Господь Саваоф, голубь – Святой Дух. Здесь тоже изображен пейзаж. Примечательно, что Иордан здесь больше похож на море. Есть сведения, что обряд совершали недалеко от впадения реки в Мертвое море, возможно такое изображение реки — это намек на это»,
— подытожила Лариса Черненилова.