С 15 сентября между Россией и Китаем начнет действовать долгожданный безвизовый режим. Это значит, что теперь для турпоездки или частной поездки достаточно просто купить билет и собрать чемодан — никаких очередей в консульстве и бумажной волокиты.
Сегодня между Россией и Китаем курсируют восемь российских авиакомпаний по 36 маршрутам и десять китайских перевозчиков по 24 маршрутам. Всего выполняется около 230 рейсов в неделю. Самые популярные направления — Пекин, Шанхай, Санья (Хайнань).
Однако самостоятельная поездка пока обходится дороже, чем турпакет. Например, у «Аэрофлота» билет из Петербурга в Пекин или Санью на середину сентября стоит от ₽31 тыс. в одну сторону (с пересадкой). У Hainan Airlines примерно такая же цена — €332,81 (тоже около ₽31 тыс.), но обратный билет может быть почти вдвое дороже. Sichuan Airlines предлагает билет из Петербурга в Пекин за €400 (₽38 тыс.), а обратно — за €520 (₽49 тыс.).
Туроператоры предлагают более выгодные варианты. Например, тур на шесть ночей в отеле 4* на Хайнане обойдется от ₽75 тыс. на человека при двухместном размещении с завтраками. В Пекин — от ₽80 тыс., в Шанхай — от ₽90 тыс. (на семь ночей).
Как объясняет турагент София Козина из Истры, туроператоры заранее выкупают блоки мест со скидками ценам, а оставшиеся билеты авиакомпании стараются продать уже сильно дороже. Поэтому организованный тур часто оказывается выгоднее самостоятельной поездки.
По данным Ассоциации туроператоров России, только в 2024 году россияне совершили 1,5 млн поездок в Китай. После отмены виз этот поток может вырасти на 30–40%. Вице-президент АТОР Артур Мурадян отмечает: «Визовый фактор во многом сдерживал туристов». Многие считали Китай дорогим направлением из-за экскурсий стоимостью ₽300 тыс. — ₽400 тыс., но на самом деле обычные туры вполне сопоставимы с поездками в Турцию или ОАЭ.
«Теперь все гораздо проще — не нужно тратить время на оформление визы. Просто покупаете билеты или тур, оформляете страховку и едете», — говорит София Козина.
Она советует обращать внимание на готовые туры.
«Это удобно, потому что все включено: перелет, проживание, трансферы и страховка», — добавила эксперт.
До пандемии между Москвой и Пекином ходил прямой поезд. Сейчас железнодорожное сообщение постепенно восстанавливается. Уже тестируются маршруты поезда №¾ «Пекин — Улан-Батор — Москва», который проходит через Иркутск, Новосибирск и Екатеринбург. Ожидается, что с осени расписание станет регулярным.
С конца 2024 года действует регулярное железнодорожное сообщение между Приморским краем и приграничными городами Китая. Например, электропоезд из села Гродеково до уезда Суйфэньхэ ходит ежедневно, время в пути — 1,5 часа.
Автобусы между Россией и Китаем наиболее развиты в приграничных регионах (Приморский край, Забайкалье). Стоимость билета:
• Владивосток — Китай: около ₽4 тыс.
• Чита — Маньчжурия: около ₽2 тыс.
Важная особенность: оплата в китайских автобусах принимается только наличными юанями, сдача не выдается.
Речные переправы действуют в основном летом и осенью:
• Благовещенск — Хэйхэ: три рейса в день, 20 минут в пути, билет туда-обратно от 2 300 руб.
• Хабаровск — Фуюань: время в пути — 1–3 часа.
Зимой возможна переправа по льду, в межсезонье — суда на воздушной подушке.
Проезд в Китай на личном авто возможен, но сопряжен с бюрократическими сложностями:
• Необходимы временные китайские права и номера.
• Передвижение возможно только в составе группы с гидом.
• Маршрут согласуется заранее с властями.
Большинство путешественников предпочитают арендовать машину уже на территории Китая.
К концу 2025 года планируется запуск канатной дороги между Благовещенском и Хэйхэ. Она пересечет Амур и позволит за считанные минуты оказаться в другой стране. Пропускная способность — до 6 тыс. человек в день.
В Китае не принимают карты Visa и MasterCard, но можно пользоваться наличными юанями или картами UnionPay (их выпускают некоторые российские банки). Также туристы могут расплачиваться через приложения Alipay и WeChat Pay — для этого достаточно зарегистрироваться с российским номером телефона.
Ранее для жителей России открылась возможность доехать до Северной Кореи на поезде.