Психолог из Котельников Мария Сергеева подчеркивает, что гораздо эффективнее использовать психологические приемы, которые позволяют сохранить самоуважение и поставить обидчика на место, не опускаясь до его уровня.
Выйти из неприятной ситуации с высоко поднятой головой помогут следующие приемы:
Суть: стать максимально неинтересным и неэмоциональным объектом для атаки.
Как применять: на провокационные слова, колкости или грубость реагировать минимально: «Я услышал», «Понятно», «Возможно». Цель — не дать оппоненту желаемой реакции: гнева, оправданий или слез. Без эмоциональной подпитки его интерес быстро угаснет.
Пример. Коллега: «Твою часть проекта опять пришлось переделывать за ночь, один ты ничего сделать не можешь!». Реакция: «Я понимаю твое беспокойство. Готов обсудить конкретные замечания по делу».
Суть: прямо и спокойно сообщить, какое поведение в ваш адрес является недопустимым.
Как применять: использовать «Я-сообщения», чтобы избежать обвинений. Формула: «Когда ты [конкретное действие], я чувствую [ваша эмоция]. Пожалуйста, [ваша просьба]».
Пример: «Когда ты перебиваешь меня на совещании, я чувствую, что мое мнение не важно. Пожалуйста, дай мне возможность высказаться до конца».
Суть: спокойно и без эмоций повторять свою позицию, не поддаваясь на манипуляции и попытки увести вас в сторону.
Как применять: если вас пытаются вывести из равновесия, перекричать или заставить согласиться, просто повторять свою ключевую фразу, как заевшая пластинка.
Пример. Собеседник: «Да все ты врешь, просто оправдываешься! Ты всегда так!». Реакция: «Я понимаю, что ты так думаешь. Однако мое решение окончательное».
Суть: перевести агрессию и обвинения из эмоциональной плоскости в factual (фактическую).
Как применять: на обобщающие или оскорбительные выпады задавать уточняющие вопросы. Это заставляет оппонента либо конкретизировать претензии (что часто сложно), либо признать их несостоятельность.
Пример. Вам говорят: «У тебя всегда бардак в отчетах!». Спросить: «Что именно тебя не устроило в последнем отчете? Укажи, пожалуйста, на конкретные ошибки».
Суть: внутренне признать, что мнение этого человека не является для вас авторитетным или важным.
Как применять: задать себе вопросы: «Действительно ли я ценю мнение этого человека?», «Имеет ли он право меня судить?». Часто ответ «нет» сам по себе снимает внутреннее напряжение. Вы перестаете нуждаться в его одобрении, и его слова теряют над вами силу.
«Самая частая ошибка в общении с токсичными людьми — это попытка достучаться до их совести или доказать свою правоту. Помните: неуважение с их стороны говорит об их внутренних проблемах, а не о вашей ценности. Ваша задача — не изменить их, а защитить свои границы и психическое здоровье. Эти приемы — не манипуляция, а инструменты самозащиты. Если ситуация носит систематический характер и серьезно влияет на вашу жизнь, лучшим решением будет минимизировать общение или вовсе прекратить его», — советует Мария Сергеева.
Ранее REGIONS рассказывал о рецепте с солью, который мгновенно уберет желтый налет из унитаза.