
Знаменитая Федоскинская фабрика лаковой миниатюры, один из старейших народных промыслов России, отмечает в этом году свой 230-летний юбилей. О планах по возрождению и популяризации уникального народного промысла рассказали в пресс-службе Министерства культуры и туризма Московской области.
После перехода из государственной в частную собственность новое руководство АО «Федоскино» приступило к комплексной реконструкции предприятия и реализации амбициозной стратегии развития. Первоочередные усилия были направлены на приведение в порядок территории и зданий производственного комплекса в Подмосковье.
 
        С территории вывезли свыше 100 т мусора, обновили газоны, тротуары и парковки. Были отремонтированы фасады, заменены окна и кровля производственного корпуса. Также проведена полная модернизация инженерных систем: заменены трубы, канализация, электропроводка и восстановлены системы отопления и пожарной сигнализации. На всех участках, от кабинетов до цехов, смонтировано новое освещение.
Особое внимание уделили сохранению уникального оборудования, произведенного в советские годы по специальному заказу и не имеющего аналогов в наше время. Его отремонтировали и частично обновили. Для сотрудников закупили брендированную униформу, а в столовой и общественных зонах провели капитальный ремонт.
 
        Параллельно с техническим перевооружением была выполнена серьезная работа по ребрендингу. Разработаны новый товарный знак, логотип, брендбук и современная упаковка для продукции. После трехлетнего перерыва возобновила работу творческая и реставрационная мастерская, где создаются новые образцы изделий народного художественного промысла (НХП).
Значительно расширена география продаж. Фирменный магазин при фабрике переехал в более просторное помещение, а в центре Москвы, в торговой галерее гостиницы «Рэдиссон Славянская», открылась новая точка. В следующем году планируется запуск Дома «Федоскино» в столице. Кроме того, после консолидации интернет-доменов был запущен новый сайт-магазин, а сувенирная продукция стала доступна на крупных маркетплейсах.
 
        Предприятие активно привлекает молодежь. Так, в 2023 году, впервые за долгое время, на фабрике прошли производственную практику более 40 студентов профильных учебных заведений. Для молодой аудитории также запущены необычные коллаборации, например, серия шкатулок с героями популярной компьютерной игры Atomic Heart. Помимо классических изделий, ассортимент пополнился аксессуарами с миниатюрной живописью: шелковыми платками, футлярами для очков, термосами, наборами для творчества.
Коллектив фабрики активно участвует в различных мероприятиях, организует выездные лекции и мастер-классы. На площадке фабрики созданы условия для проведения выставок, мастер-классов, семинаров и тренингов, презентаций, конференций, концертов и многих других мероприятий.
 
        Сегодняшняя миссия фабрики заключается в сохранении семейных традиций и культурной преемственности. Через искусство, передающееся из поколения в поколение, бренд стремится стать мостом между прошлым и будущим, адаптируя наследие к современным реалиям.
Федоскинский промысел ведет свою историю с 1795 года, когда купец Петр Коробов организовал в подмосковном селе производство лаковых козырьков для фуражек. Позже предприятие, перешедшее к его зятю Петру Лукутину, прославилось на весь мир табакерками и шкатулками с филигранной миниатюрной живописью. После периода упадка в начале XX века промысел был возрожден усилиями местных художников, а в 1931 году при фабрике открылась художественная школа.
Ранее REGIONS сообщал, что лучшие подмосковные авторы стали лауреатами литературных премий им. Р. Рождественского и М. Пришвина.