Торжественная церемония состоялась в музейном комплексе Зои Космодемьянской в Рузском городском округе. Мероприятие приурочено ко Дню поисковика Подмосковья, который отмечается каждую третью субботу ноября.
В церемонии закрытия приняли участие более 500 активистов поисковых отрядов и патриотических объединений Московской области. А одним из почетных гостей стал Игорь Юрьевич Мирнов, начальник военно-мемориального отдела Департамента Министерства обороны РФ по увековечению памяти погибших при защите Отечества.
Организатором подмосковной «Вахты памяти 2023» традиционно выступает Министерство информационных и социальных коммуникаций региона.
«В этом сезоне нашим поисковикам удалось найти и предать земле останки 192 человек, семьи трех из них смогли узнать о судьбе своих близких. Больше половины этих людей были замучены немецко-фашистскими захватчиками в 1941-м. Именно благодаря членам поисковых отрядов и нашим краеведам в этом году произошло важное событие не только для региона, но и для всей страны. Московский областной суд официально признал факт геноцида в Подмосковье во время нацистской оккупации в 1941–1942 годах. В массовом захоронении ребята из Ногинска, Одинцово, Власихи и Краснознаменска нашли останки 102 мирных жителей, пациентов и сотрудников Лотошинской психиатрической больницы»,
— отметила министр информационных и социальных коммуникаций региона Екатерина Швелидзе.
Место церемонии выбрано не случайно, ведь 13 сентября 2023 года первой женщине — Герою Советского Союза в годы ВОВ, разведчице и партизанке исполнилось бы 100 лет. Для поисковиков организовали экскурсию по музейному комплексу Зои Космодемьянской, а отличившимся вручили награды Правительства Московской области. Кроме того, все желающие могли отведать полевой кухни.
«Сегодня мы закрываем поисковый сезон. Хочется сказать спасибо поисковикам, которые помогают увековечивать память о защитниках Отечества. Они вносят огромный вклад в патриотическое воспитание нашего молодого поколения, которое должно понимать и помнить, за что сегодня воюют наши бойцы на передовой»,
— добавила Швелидзе.
Сегодня в 113 поисковых отрядах Московской области состоит более 3 тысяч человек, функционируют 12 поисковых объединений. Среди них «Поисковое движение России», региональное отделение ДОСААФ России, Российское военно-историческое общество, Союз поисковых отрядов.
«Поисковая работа иногда не совсем приятная, но это миссия, долг. Люди вовлекаются в эту деятельность, и она их уже не отпускает. Мы получаем информацию о местах боевых действий, о количестве потерь в предполагаемых локациях, где могут находиться люди. Поисковики выезжают, находят перспективные точки для раскопок и отправляются в экспедиции, крупные всероссийские вахты, где собираются сотни человек. Они проводят раскопки на местах боев, полевые поисковые исследования. Попадаются, к сожалению, до сих пор не учтенные воинские захоронения. И наша задача, как военных археологов, получить оттуда максимум информации»,
— рассказал руководитель общероссийского общественного поискового движения России в Московской области Антон Кузнецов.
Председатель правления поискового отделения «Рубеж» Вячеслав Захаров рассказал, что занимается этой работой уже около 35 лет (с 7 класса), большую часть из которых — в Подмосковье. Сегодня ему вручили Благодарность Министерства информационных и социальных коммуникаций Московской области.
«Первая экспедиция у меня была в Волоколамский городской округ в районе деревни Дубосеково. И тогда я сразу для себя решил, что буду и дальше этим заниматься. Сначала это был обычный мальчишечий интерес, сейчас же это мой образ жизни. К счастью, я видел своих бабушек и дедушек, они возили меня по музеям, рассказывали о войне. Думаю, это тоже отразилось на том, чем я сейчас занимаюсь»,
— поделился Вячеслав Захаров.
В прошедшем сезоне поисковики Подмосковья провели более 300 экспедиций в местах сражений Великой Отечественной войны, более 100 из них прошли в Московской области. В регионе найдены и захоронены останки 192 человек, установлены имена 3 защитников.
Дедушка Светланы Беляковой, Смирнов Владимир Алексеевич, числился пропавшим без вести с мая 1945 года. Ее бабушка больше не вышла замуж, так как верила, что ее любимый вернется домой. 23 июня этого года подмосковные поисковики нашли его останки.
«Поисковики вернули мне родного деда, который пропал без вести. Я плакала несколько дней, когда узнала, что они его нашли. Огромная благодарность им, низкий поклон. Эти неравнодушные люди делают очень большое и важное дело»,
— поделилась Светлана Белякова.
Совсем недавно подмосковные поисковики передали Казахстану останки красноармейца 144-й стрелковой дивизии Красной Армии Сейлана Маметова. Он сражался за Москву, героически погиб в районе Рузы, а благодаря труду поискового отряда «Эхо Войны» его с почестями похоронят на родной земле.
А смоленские отряды нашли останки 2 подмосковных бойцов на полях Смоленщины, которые были похоронены на земле.
Министерство информационных и социальных коммуникаций Московской области оказывает всестороннюю поддержку поисковикам. Это участие в конкурсах на получение грантов всех уровней, обеспечение специализированным оборудованием, помощь в создании нормативно-правовой базы, позволяющей им осуществлять свою деятельность в максимально комфортных условиях.
В рамках проекта «Битва за Москву» поисковиками проведены 10 экспедиций и организовано 50 «Уроков Мужества» в культурных и образовательных учреждениях области и на базе музейных экспозиций, созданных поисковиками.
24 июля 2023 года Московский областной суд официально признал факт геноцида в Подмосковье во время нацистской оккупации в 1941–1942 годах.
Краевед Ольга Барышева нашла в архивах факты расстрела мирных жителей. Всего в 1941 году было замучено более 500 пациентов и персонал Лотошинской психиатрической больницы. В мае 2022-го в результате специальной поисковой экспедиции обнаружили массовое захоронение 102 человек из их числа. 25 июня этого года останки с почестями были преданы земле на территории нового кладбища Лотошинского городского округа.
В экспедиции принимали участие более 70 человек. Работа наших поисковиков стала отправной точной для начала расследования и вошла в материалы уголовного дела, как одно из основных доказательств геноцида.