Как повествует Евангелие от Луки, супруги Захария и Елисавета, вопреки молитвам и постам, оставались бездетными много лет. Это их сильно огорчало. В один из дней Захария пришел в отчаяние и удалился в пустыню. Там ему явился архангел Гавриил, он возвестил о будущем рождении сына и, что тому предстоит выполнять великую миссию — приготовить человечество к пришествию Спасителя. Тогда же радостную весть узнала и Елисавета.
Долгожданного ребенка родители назвали Иоанном. После этого священник до смерти пророчествовал о новорожденном сыне как о Предтече Господа.
Иоанн родился на полгода раньше Иисуса. При этом беременная Елисавета встречала беременную Иисусом Деву Марию. Когда царь Ирод велел убить младенцев в Вифлееме, то в храм, где служил Захария, ворвались солдаты и потребовали отдать сына. Тот отказался и погиб. Младенца спасла Елисавета, унеся того в пустыню. Через 40 дней скитаний она тоже скончалась, а ребенок, которого хранил Господ, оставался в пустыне. Иоанн жил там до 30-летия, после чего вернулся к людям.
Иоанн проповедовал покаяние и крещение во оставление грехов. В водах реки Иордан он крестил Иисуса Христа и публично засвидетельствовал, что Иисус — обещанный Спаситель, назвав Его Агнцем Божьим.
Память о Елисавете и Захарии сохранилась в церковных преданиях, а места их жизни и укрытий стали объектами христианского почитания.
«Мы почитаем тех, кто дал жизнь крестителю и предтече Господа нашего. Иоанн сыграл большую роль в становлении христианства. Он — пример смелости и прямоты», — сказал благочинный церквей первого Луховицкого округа, иерей Александр Скабелин.
Захария и Елисавета считаются покровителями семьи, брака и материнства. Поэтому на Руси пары венчались и играли свадьбы в этот день, так как верили, что браки станут крепкими и счастливыми.
Бездетные женщины и по сей день обращаются к святым с молитвами о ребенке, а мужчины просят их о мире и согласии в семье.
С этим днем связывают много народных примет. Листья рябины пожелтели — зима станет ранней, а остаток осени выдастся дождливым. Домашние животные прячутся в тепло — к скорому дождю. Красное небо на закате сулит ненастье.
В этот день важно убраться в доме. Традиция — сходить в баню или хотя бы вымыться в ванной. Люди верили, что пар 18 сентября очистит и тело, и душу. Березовые веники применяли, как для мытья, так и для обрядов: ими обметали дом, «выметали» дурное и выгоняли Кумоху — злого духа, который приносил ссоры, болезни и несчастья.
Хозяйки в этот день освобождались от старья — ненужные вещи выбрасывали, чтобы с ними ушли болезни и беды.
18 сентября — прекрасное время для свадеб и венчаний, а еще для заготовки веников.
На этот день пост не приходится, поэтому по еде ограничений нет. Из рекомендаций — не готовьте на гарнир сыпучие крупы.
18 сентября воздержитесь от приема гостей и не пускайте в дом незнакомцев, не надевайте грязную или рваную одежду. Даже стирка постельного белья в этот день попадает под запрет, поскольку предки верили, что она станет причиной тяжелой болезни.
Опасными считались и действия с сыпучими продуктами. Соль, сахар, крупы могли «утащить» за собой счастье и достаток, если их взять в руки 18 сентября.
Еще под категорический запрет попадают ссоры между супругами — такой конфликт грозит разрушением семьи.
В этот день важно воздержаться от сквернословия, так как матерные слова открывают дорогу нечисти.
Не менее важным правилом было воздержание от сквернословия: дурные слова, как считалось, открывали дорогу нечистой силе.
Ранее сообщалось, зачем в день Домны и Василиссы на дверь вешают старую обувь.