Икона Божией Матери «Троеручица» — необычный и узнаваемый образ в православии. Богородица изображается с младенцем Христом на правой руке. Главная особенность образа — третья кисть, которая размещается ниже образа. В русском иконописании эту руку изображают как принадлежащую самой Богородице, но изначально ее выполняли в виде серебряного дарственного украшения.
С образом связывают предание о преподобном Иоанне Дамаскине. В восьмом веке, когда в Византии развивалось иконоборческое движение, он защищал иконопочитание. Император Лев III Исавр не имел власти над Иоанном, так как тот жил в Дамаске при дворе халифа. Тогда император задумал оклеветать его. От имени Иоанна было подделано письмо, которое представили халифу как доказательство измены. Святого лишили должности и правой кисти, которую отсекла стража.
Иоанн уединился и молился перед иконой Богородицы о чудесном исцелении. Он заснул, а когда проснулся, то обнаружил, что кисть чудесным образом приросла. В благодарность за чудо он заказал серебряную копию собственной кисти и приложил ее к иконе. Так и появилось изображение с тремя руками, как символ терпения, небесной помощи и веры.
Со временем «Троеручица» разошлась по православному миру. В тринадцатом веке ее перенесли в сербский Хиландарский монастырь на Афоне. По преданию, когда шло турецкое нашествие, образ оказался на осле, который сам пришел к монастырю. Монахи установили икону в алтаре, но она чудесным образом переместилась на игуменское место. С того времени в Хиландаре перестали избирать игумена. Духовную обитель возглавила сама икона.
«Икона «Троеручица» почитается и на территории России. В 1661 году один из списков был передан патриарху Никону для Новоиерусалимского монастыря. Образ можно увидеть в московском храме Успения в Гончарах на Болгарском подворье, в Музеях Московского Кремля и в Спасо-Преображенском соборе Чернигова», — сказал благочинный церквей первого Луховицкого округа, иерей Александр Скабелин.
25 июля по народному календарю жители празднуют день Прокла Плакальщика в память о мучениках Прокле и Иларие, которые во втором веке пострадали за веру. Этот день называют «Великими росами», так как по поверьям утром появляются густой туман и обильная роса, которая дает земле благословение. На Руси считалось, что, если в этот день роса будет обильной, то урожай станет щедрым, а жатва — удачной. Снижение влажности после 25 июля становится знаком того, что хлеба наливаются, и скоро наступит время сбора.
С этим днем связывают приметы: утренняя роса и густой туман сулят ясный и жаркий день, их отсутствие — к затяжным дождям. Роса не испаряется к обеду — ждите грозу, громкое пчелиное жужжание — к жаре, в лесу появились грибы — к скорому похолоданию, деревья с верхушек желтеют — осень придет скоро.
В этот день утренняя роса обладает особой силой, считается, что она исцеляет болезни, улучшает зрение, дарит красоту и умиротворение. На Руси многие вставали до зари, чтобы умыться живительной влагой или собрать ее в платок для домашних обрядов. Знахари советовали 25 июля собирать лекарственные травы, так как в этот день целебные свойства растений достигают пика. Еще один совет — выйти на работу в поле: заготовить сено или жать хлеб.
Главный запрет — не плакать. Народ верил, что слезы, которые прольются 25 июля, закрепят печаль на год. Еще нельзя ссориться, ругаться и произносить злые слова, а женщинам — браться за тяжелую работу, иначе они потеряют силы и здоровье.
К вечеру принято закрывать окна и двери, чтобы защитить дом от сырости и сквозняков. Эти действия становятся оберегом от неурядиц. 25 июля принято проявлять милосердие: кормить бездомных собак и кошек, помогать нуждающимся, творить добро. Такое поведение принесет в дом благополучие.
Ранее сообщалось, что православные отметили День Казанской иконы Божией матери.