Интернет-издание «Подмосковье сегодня» приводит результаты исследования, которое провела владелица агентства креативного маркетинга «ТЗ» Татьяна Зикункова. По ее мнению, несмотря на то, что сложившаяся ситуация и затронула многие отрасли, но при этом и открыла возможности для бизнеса. В частности, новые игроки появились на автомобильном рынке. Произошли и другие изменения, как, например, в случае с компанией по производству вездеходов «Шерп», которая сборкой занималась на заводах в Петербурге и Киеве.
С началом СВО украинский правообладатель отозвал все патенты и лицензии у российского подразделения, забрал финансирование, но главный инженер-конструктор остался в российской команде. Так в РФ появился бренд «Архант», а «Шерп» ушел в Европу. У нас стали выпускать более усовершенствованные модели вездеходов, на 90% состоящие из российских материалов, остальные 10% — из материалов СНГ и Китая. Полное импортозамещение в деле.
Татьяна Зикункова
владелица агентства креативного маркетинга «ТЗ»
Большинство опрошенных – 72,2% – считают, что ушедшие с российского рынка иностранные компании сделали хуже главным образом самим себе. А 63% участников опроса вообще не заметили каких-либо изменений, связанных с «исходом» зарубежного бизнеса. Негативное воздействие ощутили 34,5%.
Если рассмотреть ситуацию на примере рекламной индустрии, здесь суммарный объем отечественного рынка без учета ТВ-рекламы по итогам прошлого года составил 392 млрд рублей – это лишь на 2% меньше, чем было в 2021-м.