Куем железо, пока горячо
При всей условности деления единого театрального коллектива на поколения вторая волна фэстовцев определяется достаточно четко: в основном это артисты, закончившие в 2000 году целевой курс в Институте современного искусства. Феномен коллективного обучения в Щепкинском училище настолько окрылил поколение отцов-основателей театра «ФЭСТ», что они решили «ковать железо, пока горячо». Второй фэстовский поток приступил к учебе, когда «старики» только готовились к получению заветных дипломов. Наверное, было здорово вдруг почувствовать себя солидными и умудренными опытом — на фоне «необстрелянного» молодняка. Кстати, недавние выпускники Щепкинского училища — Дмитрий Полянский, Игорь Шаповалов преподавали фэстовцевцам второго поколения актерское мастерство и были режиссерами дипломных спектаклей на их курсе. Преемственность поколений обеспечивалась на высшем уровне.
Учитесь жить играючи
Как отбирали самых ярких и талантливых для второго целевого курса? Играючи! Что для театра совершенно естественно. Золотой век студенческой самодеятельности лесотехнического института к тому моменту еще продолжался, было из кого выбрать. «Мы все являлись студентами лестеха, я учился на автоматике и телемеханике, Павел Конивец — на прикладной математике, — вспоминает Сергей Хапров. — После одного из студенческих праздников нас пригласили в театральную студию: решили пойти, посмотреть, что это такое. Вот… смотрим до сих пор!» Было это в 1992 году, театр «ФЭСТ» уже учрежден, все артисты — студенты Щепкинского училища, и при этом продолжали вести культмассовую работу по месту первого образования. Театральных студий в лестехе было целых три!
Аплодисменты, переходящие в овации
По легенде, стратегическая идея о том, что театру уже в начале творческого пути нужна «новая кровь», принадлежала руководителю курса первого поколения и в каком-то смысле — крестному отцу «ФЭСТа», заслуженному деятелю искусств РСФСР Семену Аркадьевичу Баркану. В 1995 году педагоги готовы были преподавать, будущие студенты — учиться, дело было за малым: найти место. В стенах Щепкинского училища это по какой-то причине устроить не получалось. Будущих артистов принял Институт современного искусства. К тому времени заболевшие театром программисты, ландшафтники и лесозаготовители уже прошли школу так называемого нулевого курса, где студийцы осваивали азы актерского мастерства, хореографии, сценической речи и прочих творческих премудростей. «Сергей Хапров — дипломированный инженер, а вот нам с братом так и не довелось защититься, — улыбается Павел Конивец. — Проучились пять лет и за полгода до защиты ушли учиться на артистов. На мой взгляд, реакция наших родителей достойна восхищения и аплодисментов, переходящих в овации!»
Сам себе реквизитор, сам себе костюмер
«До того как на горизонте появилось второе поколение, все функции в театре „старики“ выполняли сами, — рассказал Сергей Хапров. — Сами себе костюмеры, гримеры, реквизиторы, монтировщики декораций. Став дипломированным артистом, полномочия реквизитора Дмитрий Полянский передал мне и Александру Конивцу, Павел Конивец стал монтировщиком, Наталья Ларюнина — уборщицей, Надежда Лаврухина — костюмером. И это продолжалось многие годы: учились, работали и параллельно начали выходить на сцену.
Двадцать лет спустя
Так совпало, что дипломированными артистами фэстовцы второго поколения стали практически одновременно с обретением собственного дома, когда стало возможным наладить полноценную жизнь нормального репертуарного театра. Двадцать лет спустя наши герои находятся на той счастливой стадии развития, когда в активе — большой профессиональный и жизненный опыт, а хорошая физическая форма еще не вынуждает переходить на возрастные роли. «Обязательно напишите про то, что нас надо как можно больше использовать!» — это обитатели лучшей гримерки «ФЭСТа» сказали практически хором.
В ожидании праздника
На вопрос «Как вы готовитесь к спектаклю?» заслуженный артист Московской области Павел Конивец ответил так: «Есть спектакли, к которым начинаешь готовиться за несколько дней. „Гамлет“, „Горе от ума“. Конечно, счастье работать с такими великими текстами. С утра в день спектакля создается определенное настроение… очень похожее на то, которое бывает в детстве в день рождения. Именно в детстве, когда ожидание праздника равносильно вере в чудо. И не меньшее, а возможно, большее воодушевление я чувствую в день спектакля „2011 дождей“. Я в нем не играю: как выясняется, ощущения у автора пьесы не менее острые». Павел Конивец — автор пьес и стихов, его брат Александр пишет музыку, Наталья Галютина — талантливый художник. Такое вот оно, второе поколение «ФЭСТа», — разностороннее, многогранное, устремленное в будущее. Желаем как можно больше новых интересных ролей на радость зрителю!