Артиллерийскую самоходку САУ-76, демонтированную в июне 2024 года с постамента перед бывшей заводской проходной АО «Метровагонмаш» на улице Колонцова в Мытищах, реконструировали и установили в районе Ярославского шоссе. Теперь она расположена на отдельном постаменте рядом с зенитной самоходной установкой (ЗСУ) «Шилка», установленной здесь несколько десятилетий назад.
Самоходки производили на заводе в Мытищах. Само предприятие эвакуировали в 1941 году на Урал, а на освободившихся площадях перепрофилировали производство. В годы Великой Отечественной войны рабочие в цехах здесь изготавливали бронеколпаки, снаряды, авиабомбы, противотанковые ежи. К 1942 году здесь наладили производство целых бронепоездов с автоматическими и зенитными пушками и пулеметами.
Первые САУ -76 вышли из цехов в 1943 году и были тут же направлены на Курскую дугу. В память о подвиге мытищинцев, в несколько смен трудившихся на заводе, более 70 лет назад на улице Колонцова установили памятник самоходке.
В связи с масштабной реорганизацией помещений и перепланировкой территории проходную отсюда полностью перенесли. Теперь она расположена рядом с проходной завода АО «ММЗ» и выходит на Ярославское шоссе. Сюда же на постамент установили и боевую машину.
«Установка памятника стала частью важной подготовки к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. Осталось доработать постамент и дополнить памятник информационной табличкой, как это было ранее, до переноса памятника», — прокомментировали на заводе.
К 9 мая постамент вновь украсит надпись, на которой будет сказано: «В память о трудовом подвиге коллектива Мытищинского машиностроительного завода в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов».
Мытищинский машиностроительный завод был создан более 128 лет назад, первой продукцией завода стали вагоны для Северной железной дороги России, а сейчас составы из Мытищ курсируют в 19 метрополитенах 11 стран мира.
В министерстве инвестиций, промышленности и науки Московской области ранее сообщали, что на заводе реализуют программы импортозамещения, детали для новых современных вагонов производят в различных регионах страны.
Ранее REGIONS сообщил, что составы метро «Москва-2024» прошли динамические испытания на заводе в Мытищах.