
В центре спора — вопрос, где заканчиваются обязанности курьера и начинается несправедливая нагрузка. Одни пользователи уверены: «Работа такая — значит, нужно нести». Они настаивают, что доставка товара до двери — прямая обязанность курьера, за которую он получает деньги, независимо от веса и объема заказа.
Их оппоненты занимают принципиально иную позицию: «Это не норма!». Они призывают к человечности и здравому смыслу, утверждая, что подобные заказы без предупреждения — настоящее испытание, особенно для пеших курьеров.
«Нужно думать о том, кто будет нести ваш заказ», — считают жители.
«Ситуация находится на стыке трудового права и этики. С одной стороны, курьер добровольно соглашается на условия труда, подписывая договор. С другой — работодатель обязан обеспечивать безопасные условия работы. Доставка 30 литров воды пешим курьером — это повышенная нагрузка на опорно-двигательный аппарат, что может считаться нарушением норм охраны труда», — подчеркивает юрист Олег Савельев.
Эксперт также отмечает, что внутренние регламенты сервисов действительно устанавливают лимиты веса: обычно 10-15 кг для пеших курьеров и до 30 кг для автомобильных. Однако на практике эти правила часто нарушаются.
«Бывают дни, когда кажется, что руки просто отвалятся. Представьте: нужно доставить 30 литров на пятый этаж хрущевки без лифта, а за спиной еще три таких же заказа в разных концах города. Это не просто физическое испытание — это постоянный стресс от осознания, что ты можешь не успеть, что следующий клиент будет жаловаться на задержку», — делится Акмал, курьер с трехлетним стажем работы.
Он отмечает, что особенно сложно приходится в межсезонье: летом — жара, зимой — гололед. Тащить тяжелые пакеты по скользким ступенькам, рискуя упасть и повредить товар…
«А ведь мы материально отвечаем за сохранность заказов. Многие не понимают, что курьер — это не просто „принес-отдал“. Мы постоянно рассчитываем маршруты, несем ответственность за чужие покупки, да еще и должны всегда улыбаться клиентам, как бы тяжело ни было», — продолжает мужчина.
Особую проблему, по его словам, составляют «невидимые» сложности.
«Люди часто заказывают 20-30 кг, не задумываясь, что в доме может не быть лифта, а квартира — находится в самом конце длинного коридора. Девушкам-курьерам действительно в разы сложнее — они часто физически не могут поднять такие грузы без ущерба для здоровья. Я видел, как курьеры плачут от боли в спине после таких доставок, но продолжают работать — нужно зарабатывать на жизнь», — сказал он.
«Мы не просим жалеть нас — мы выбрали эту работу сами. Но было бы хорошо, если бы клиенты иногда задумывались: а смогли бы они сами регулярно носить такие тяжести на большие расстояния? Простое человеческое понимание и „спасибо“ иногда значат больше, чем чаевые», — добавил Акмал.
Постоянная клиентка сервиса доставки, Анастасия М., рассказывает, что данная услуга превратилась для нее не просто в комфортное дополнение, но и в реальную поддержку, учитывая ее плотный рабочий режим и обязанности по дому.
«Для меня доставка — это настоящее спасение. После тяжелого рабочего дня, когда нужно забрать детей из сада и школы, приготовить ужин и проверить уроки, несколько тапов в смартфоне — и продукты сами оказываются на пороге. Это экономит не менее 2-3 часов времени и массу сил», — признается Анастасия.
По ее словам, именно благодаря службе доставки она может совмещать работу и материнство, не жертвуя качеством питания семьи. Однако Анастасия подчеркивает, что всегда старается подходить к заказам осознанно.
Представитель одной из крупных служб доставки «Достависта» Андрей Смоляков рассказал о мерах, которые принимают компании для решения проблемы тяжелых заказов.
«Мы прекрасно осознаем сложность ситуации и постоянно работаем над поиском баланса между удобством для клиента и физическими возможностями курьеров. В прошлом квартале мы внедрили систему умного распределения заказов — теперь алгоритм автоматически определяет вес заказа и направляет его автомобильным курьерам, если превышена планка в 15 кг», — отметил он.
По словам представителя службы доставки, компания также разработала комплекс дополнительных мер.
«Для пеших курьеров мы ввели систему бонусов за доставку тяжелых заказов — дополнительная оплата рассчитывается пропорционально весу. Также все курьеры проходят обязательный инструктаж по технике безопасности при переносе тяжестей», — рассказал REGIONS Смоляков.
Представитель компании отметил, что идеального решения пока нет, но за последние полгода количество жалоб от курьеров на непосильную нагрузку сократилось. В будущем там планируют внедрить специальные тележки для тяжелых заказов и расширить парк автомобильных курьеров в спальных районах.
Но есть и другие примеры. В службе доставки сети «Пятерочка» или «Лавка» вообще ограничили весь товара. Теперь там нельзя заказать даже более двух пятилитровых канистр с питьевой водой.
Ранее сообщалось, как найти автоняню и не пожалеть — полное руководство для современных родителей.