Мы можем установить прожиточный минимум в 2 копейки, и тогда у нас все будут богатыми...

Когда дует сильный ветер, бесполезно пытаться его остановить. Поэтому мне кажется, что все-таки бог с ней, с инфляцией - экономика гораздо важнее...

Кинематограф в школе: Мнения священнослужителей

05.07.2012 10:02


Никита Михалков предложил в 6-7 классах преподавать детям курс «100 лучших фильмов» - «в противном случае школьники никогда и нигде не увидят» достойные фильмы.

Это предложение, хотя и с некоторыми оговорками, поддержал председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда. «Значение кинематографа велико, в том числе и для воспитания вкуса, и не стоит это недооценивать. А вкус необходимо прививать. Если этим не заниматься, то вкус и не появится», — сказал он. При этом Легойда подчеркнул, что «отбор достойных фильмов должен быть взвешенным, тщательным, к формированию списка из ста фильмов следует отнестись с большим вниманием и, возможно, предварить его общественным обсуждением, список не стоит канонизировать, нужно сделать его максимально открытым, в том числе и для новых предложений».
По убеждению В.Легойды, «кино, как и литература, обогащают человека духовно, а вдумчивый просмотр фильмов способствует, говоря по-флоберовски, воспитанию чувств».

Он оговорился, что «нововведение не должно сократить часы общеобязательных предметов — в первую очередь русский язык и математику — на которые, по словам родителей, и так оставлено мало времени», и добавил, что, может быть, лучше сделать этот курс факультативным или дисциплиной по выбору.

См. также:
Водка и табак на экране, - Мнения священнослужителей

Сумеет ли наше кино научиться у Голливуда хорошему? - Мнения священнослужителей

Кто должен закрыть разврату и жестокости путь на экран? - Мнения священнослужителей

Надо ли перекрашивать культуру? – парламентарии о Штирлице, молодежи и обществе потребления

Священнослужители о размалеванном Штирлице

Священнослужители о кино и кинотеатрах

Священнослужители о российском кинематографе

Лучшие произведения о войне: Мнения священнослужителей

Священнослужители о воспитании искусством

Священнослужители о культурном одичании России

«Нужен ли, на ваш взгляд, такой курс в средней школе? Если да – какие картины в него обязательно должны войти?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Илия Шапиро

Сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами

05.07.2012 10:40

Такой курс, безусловно, нужен. Хотя, на мой взгляд, 6-7-й классы это не тот возраст, чтобы воспринимать то лучшее, что есть в кинематографе. Скорее, 8-9-й – оптимальный вариант, частично - 10-й и 11-й. Вполне приемлемо, если это будет факультатив.

Разумеется, каждый фильм должен предваряться адекватным комментарием, потому что, увы, плохие комментарии ко многим великим фильмам дают совершенно искаженную картину. Самый яркий пример - это «Страсти Жанны д’Арк» Дрейера (немой фильм 1928 года), который почему-то подают как антиклерикальный, хотя Дрейер был человеком искренней веры. Кроме того, обязательно нужно посмотреть его же величайший шедевр «Слово».

Я бы рекомендовал в качестве обязательных фильм Одзу «Токийская история», фильмы Брессона «Дневник сельского священника», «Приговоренный к смерти бежал», «Карманник», «Наудачу, Бальтазар». Это обязательно. «Не тот человек» Хичкока – очень мощный христианский фильм. Это, конечно, «Человек – слон» Линча. Из Феллини – только «Дорога». Ольми: «Дерево для башмаков» - обязательно, можно дополнительно его же «Сотворение мира». Куросава: «Ран», «Расемон», «Семь самураев». Крамер: «Благослови детей и зверей» - обязательно, это , хотя и не мировой шедевр, но по сути христианский фильм и рассчитан именно на детское восприятие. Из отечественных – «Жил певчий дрозд» Иоселиани. В центре, конечно, «Летят журавли» Калатозова. Михалковский «Обломов» - как пример удачной экранизации.

Многое, конечно, зависит от уровня развития детей. Как уже отмечено, учитывая возраст зрителей, совершенно необходимы достойные комментарии, конечно, с обсуждениями и полемикой. Тогда эти фильмы принесут несомненную пользу. В каких-то продвинутых гимназиях был бы весьма кстати «Идиот» Куросавы. С детьми постарше есть смысл обсудить «Крестного отца» Копполы.

Но в выборе фильмов с учетом конкретной аудитории действительно нужно быть предельно осторожным. Что-то из мировой классики детьми вообще восприниматься не будет, а что-то может подействовать и как соблазн.

Протоиерей Максим Первозванский

Клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник»

05.07.2012 10:34

На мой взгляд, этот курс был бы полезен - даже удивительно, что до сих пор такого не сделали. В эпоху Советского союза, когда выбор кинофильмов был ограничен и список рекомендованных фильмов диктовался сверху, вопрос таким образом не стоял. А мы прекрасно знаем слова Ленина о «важнейшем из искусств».

И надо сказать, что кино не мене эффективно с точки зрения нравственного воспитания, чем курс литературы, если хорошо продумать и на основании общественного консенсуса согласовать выбор фильмов. Кино – это такой жанр, на примере которого, как в притчах, очень легко объяснить многие вещи. В эпоху, когда фильмов было немного, то цитатами из кинолент люди пользовались, как крылатыми словами, то есть это прекрасный способ для создания культурного пространства.

Что касается составления списка, то, безусловно, в него должна войти советская и мировая классика – то, что действительно является общепризнанным как на национальном уровне, так и в мировом кинематографе. В последние годы довольно спорные ленты признаются шедеврами, поэтому можно начинать список фильмами 20-30-х годов и завершить концом XX века, исключив произведения последних 10-15 лет.

Протоиерей Борис Михайлов

настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях

05.07.2012 10:30

В школьном образовании обязательно должно присутствовать культурно-просветительское начало. Поэтому к инициативе Н. Михалкова нужно отнестись самым серьезным образом. Сложный вопрос – это адекватное восприятие фильмов детским сознанием. Искусство кино – это явление культуры ХХ века, культуры очень агрессивной.

Кто будет составлять этот список, из каких именно фильмов? Не исключено, что фильмы будут подбираться, исходя из советско-националистических взглядов. Я почти уверен, что там не будет Тарковского, не будет фильмов такого уровня, а будет господствовать советский патриотизм.

Например, среди высших достижений кинематографа - фильмы Ингмара Бергмана, в которых раскрываются глубины человеческой души и совести во всех тяжких преломлениях нашего времени. Но ведь это не для 6-го класса. А что покажут детям – целлулоидных героев С. Бондарчука, этих советских красавцев, играющих дворян 1812 года? Или предложат «17 мгновений весны»? Это же и в художественном, и в историческом смысле – фальшь. Причем это еще не самое худшее.

По-настоящему воспитывать детей можно только на русской классической культуре XIX века, только не по советским обрезкам, а во всей ее духовной полноте. Она проявилась даже в советское время, например, у Солженицына и В. Распутина. А что сейчас с нашей культурой? Она забита грязью. И дети наши входят в отравленную на 100% среду. Как им приобщиться к настоящей культуре? Вот им сейчас и подсунут советскую конфетку в новой блестящей обертке.

Протоиерей Владислав Свешников

настоятель храма Трех Святителей на Кулишках

05.07.2012 10:26

Вообще я кино не люблю. Я собственно и пришел в Церковь, отталкиваясь от кинематографа как от чуждого мне жизненного материала, хотя и закончил ВГИК. Я не считаю, что это «важнейшее из искусств», хотя, безусловно, это часть нашей культуры и цивилизации. Мне все-таки ближе наша классическая литература, наши мыслители. Другое дело, что серьезное чтение требует внимания, это труд.

В плане духовного воспитания кинематограф, занимает, по-моему, довольно скромное место. Ну, может быть, как факультатив его и можно бы было ввести. Я не уверен, что в принципе такой курс в школе нужен - но кто-то то же самое может сказать и о курсе духовной культуры.

Что же касается конкретных фильмов, то здесь трудно давать рекомендации. Я могу быть очень субъективным. Тем более, что кино меня давно не интересует. Как дети будут воспринимать киноклассику, серьезное кино? Может быть, есть смысл включить в этот список из американских фильмов пару классических вестернов (они, конечно, лучшие в этом жанре) типа «Дилижанса»? Из японских, наверное, «Семь самураев» и «Расемон». Из наших - очень теплые комедии, Гайдая, например. Парочку можно. У нас все-таки тоже снимали хорошие фильмы. Но наших классиков - Эйзенштейна, Пудовкина, Довженко, безусловно, я бы не стал предлагать. А вот «Балладу о солдате» Чухрая (на мой взгляд, замечательный фильм) и что-то в этом роде обязательно надо. Может быть, еще и парочку действительно классических французских довоенных фильмов.

Протоиерей Алексий Новичков

Директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области

05.07.2012 10:23

Безусловно, такой курс нужен, поскольку кинематограф давно уже вошел в жизнь людей не только как элемент развлечения, - он стал в один ряд с серьезной литературой, распространяя и знания, и культуру. Даже странно, что до сих пор ему не уделяют должного внимания в системе образования. Сейчас же в лучшем случае ему отводится место дополнительного видеоряда. Так что эту инициативу можно только приветствовать. Но не только кинематограф, но и другие виды искусства должны найти свое место в школьных программах.

Мне кажется, что если опросить людей о фильмах, которые произвели на них самое сильное впечатление, эти списки во многом будут сохожи. Несложно будет составить и обобщающий список. Это будет безусловная классика отечественной и мировой кинематографии. Она так же очевидна, как и классика литературы. Это те фильмы, на которых вырос любой интеллигентный человек – в том числе, между прочим, и «Броненосец Потемкин», без которого история кино не представима.

Другое дело, как этот курс включить в образовательную систему. Но это, по-моему, уже чисто техническая задача, вполне решаемая. По принципам передачи информации современные школьные программы еще не вышли за пределы XIX века. Так что хоть и с опозданием, но этот курс необходимо внедрять.

Священник Сергий Круглов

клирик Спасского собора г.Минусинска Красноярского края

05.07.2012 10:19

На мой взгляд, было бы неплохо ввести такой курс в школах. Ленин говорил: «Важнейшим из искусств для нас является кино», - в этом он был прав. Визуальная культура занимает все больше места в нашей жизни: люди все меньше читают и все больше времени проводят за просмотром телевизора или перед мониторами. Это оказывает влияние на развитие человека. Визуальная культура прочно вошла в наш быт, и с этим приходится считаться. И даже факультативный такой курс был бы важен.

Основная позиция христианского миссионерства заключается в том, что нужно приходить к людям в предлагаемые обстоятельства. То есть нести свою проповедь на том языке, на котором тебя могут услышать. Так что визуальную культуру надо использовать для морально-нравственного воспитания. Поэтому предложение Михалкова довольно интересное.

Но все дело будет в частностях: какие именно 100 фильмов войдут в список, кто их будет выбирать? Здесь есть простор для творчества. Я считаю, что каждый показ фильма должен сопровождаться беседой, чтобы учитель с учениками разбирал и анализировал то, что они посмотрели.

Список, который предложил бы я, наверное, кардинально бы отличался от того, что предложит тот же Никита Михалков. Безусловно, я бы включил в него советскую и мировую классику, современные российские фильмы. Безусловно, в списке должны быть киноленты Тарковского и Феллини. Я бы обязательно включил даже такие картины как «Властелин колец» и «Звездные войны», потому что они дают пищу для очень важных христианских жизненных рассуждений. И самое главное, чтобы наши чиновники не испортили такую замечательную инициативу.

Священник Андрей Алексеев

настоятель храма Святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Северном Бутове

05.07.2012 10:16

Предложение очень хорошее, я его поддерживаю. Действительно, есть очень хорошие полезные фильмы, более того, которые могли бы стать наглядным пособием по воспитанию личности, формировать мировоззрение.

Поддерживаю также замечание о тщательном исследовании и отборе фильмов. Я сам в пастырской практике сталкиваюсь с ситуацией, когда критики дают восторженные оценки фильму, имеющему те или иные награды, но оказывающему деструктивное воздействие на личность.

Есть замечательные картины советского периода, есть и очень хорошие западные фильмы. Но нужна очень авторитетная комиссия, совет, в который входили бы достойные люди - и кинематографисты, и педагоги, и представители Церкви. Эксперты должны не только просмотреть фильмы, но и обсудить их, дать им комментарии. И школьный преподаватель должен быть подготовлен. Это, кстати, может быть учитель литературы, который поможет детям понять фильм, правильно расставит акценты.

Священник Алексий Козливсков

клирик Богоявленского собора в Елохове

05.07.2012 10:13

Всецело поддерживаю эту замечательную инициативу Никиты Михалкова. Действительно, советское киноискусство, особенно 60-80-х гг., имеет огромный воспитательный потенциал, который может и должен быть использован для формирования здоровой нравственной и гражданской личности школьника.

Множество прекрасных фильмов вспоминаются в связи с этим. Это "Школьный вальс" П.Любимова, "Офицеры" В.Рогова, "Восхождение" Л.Шепитько, "Иваново детство" А.Тарковского, "Баллада о солдате" П.Чухрая. А великолепные сказки А.Роу и А.Птушко! Их непременно надо показывать детям начиная с первого класса. Но не просто показывать, а обязательно устраивать обсуждения, дискуссии, писать по ним сочинения, т.е. творчески осмыслять.

Совершенно прав и Владимир Легойда: список не может быть "канонизирован" навечно, его нужно обсуждать и корректировать. От себя бы я только предложил не ограничиваться только 6-7 классами. Это сквозная тема для всех школьных лет. Для каждого возраста найдутся неразвлекательные шедевры отечественного кинематографа, которые наряду с русской литературой способны формировать наш неповторимый русский менталитет, нравственно взыскательный, совестливый и жертвенный, а значит, и героический. Ведь все мы страдаем от недостатка именно этих качеств в современных людях.

Священник Александр Кириллин

клирик храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Калитниках

05.07.2012 10:11

Непонятно, почему именно 100 фильмов? По-моему, в этом нет логики. Надо изучать не отдельные фильмы, а кинематограф как таковой, как мы изучаем литературу или музыку. Важно дать представление о различных направлениях, тенденциях развития. Любой список – это ограничение и сужение такого многопланового явления как кинематограф. У меня есть, например, любимые фильмы, но я не считаю, что должен их навязывать. Это должен быть действительно учебный курс, который мог бы называться, например, «Искусство кино». Будет он факультативным или на выбор, это уже другой вопрос.

Как школьников систематически водят на экскурсии в музеи, также они должны регулярно классами посещать и кинотеатры, в которых должны быть специально разработанные тематические циклы. Может быть, следует какие-то кинотеатры специально перепрофилировать на работу со школьниками. Конечно, лучше эти занятия проводить именно в кинотеатрах, а не дома или в школе.

Важно дать представление о кино как феномене культуры, в котором переплетаются различные виды искусства, дать представление о его развитии, истории, о самом так называемом кинематографическом процессе, объединяющем представителей различных специальностей.

Фатых-хазрат Гарифуллин

полномочный представитель Верховного муфтия Духовного управления мусульман Азиатской части России

05.07.2012 10:09

Разумеется, кино имеет огромное значение для формирования человека, его характера и жизненных взглядов. Вспомним, какой всплеск внимания вызвал у народа фильм «Чапаев», вышедший в 30-е годы прошлого века! На нем выросло несколько поколений, в кинотеатр ходили целыми семьям, глубоко переживая за командира Красной армии. И тот героизм и патриотизм, показанный в фильме, имел колоссальное воспитательное значение, один-единственный фильм помог воспитать несколько поколений.

Поэтому я одобряю такой образовательный курс, и в обязательный список должны войти фильмы, в которых освещались достоверные факты, фильмы о патриотизме и доблести нашего народа и наших героев. Я очень люблю фильмы о войне разных лет: это «Гусарская баллада», «Живые и мертвые», и современный фильм «Звезда» о героях-разведчиках.

Валиулла-хазрат Якупов

Начальник отдела образования ДУМ Татарстана, имам-хатыб Апанаевской мечети Казани. Убит 19 июля 2012 года.

05.07.2012 10:08

Конечно, такой образовательный курс не может быть обязательным основным предметом, - только вспомогательным курсом факультативного характера. Для современных детей видеоинформация имеет такой же важный смысл, как и литература, и это явление надо учитывать. Поэтому можно попробовать ввести такой курс. В качестве эксперимента можно начать с гуманитарных гимназий, чтобы там отработать сам механизм преподавания.

В списке должны быть классические фильмы лучших режиссеров, и упор надо делать на отечественное кино, ведь у нас есть произведения, которые признаны мировым кинематографом. Причем некоторые фильмы должным быть с опорой на литературную классику, историю - чтобы благодаря кино можно было бы дополнительно развиваться и по основным предметам.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...