Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Священнослужители о розгах и Уголовном кодексе

24.09.2012 09:17


Что нету телесного наказания,
Это зависит от приказания.
(К.Прутков, «Военные афоризмы»)

Обсуждая дело «Pussy Riot», многие в сердцах говорили, что самой адекватной реакцией на их выходку было бы выпороть и отпустить.

ВЦИОМ в связи с этим провел опрос, и выяснил, что идею вернуть в Уголовный кодекс телесные наказания поддержала бы почти треть граждан России – 27%. Несколько выше эта доля среди атеистов (29%), жителей крупных городов (36%). Мужчины склонны поддерживать идею телесных наказаний несколько чаще женщин (29% против 25%).

Вместе с тем само исключение телесных наказаний из пенитенциарной практики было связано с распространением в обществе представления о человеческом достоинстве: исторически освобождение от них было привилегией высших сословий и лишь постепенно распространилось на все общество. Всерьез обсуждать вопрос о возвращении порки значит расшатывать это представление.

«Как бы вы прокомментировали сам опрос и его итоги? Допустимо ли, на ваш взгляд, обсуждать подобные темы?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр Салтыков

настоятель храма Воскресения в Кадашах

24.09.2012 09:52

Я лично считаю, что сами предложения ввести подобного рода наказания недопустимы. Сама эта тема, предложенная ВЦИОМ для опроса граждан, по сути своей является провокационной.

Чтобы обсуждать эту тему, нужно иметь какое-то юридическое образование, а постановка вопроса должна иметь кроме юридического также морально-религиозное и философское обоснование. А здесь ответы даются на чисто эмоциональном уровне людьми «случайными». Таким образом, это совершенно некорректный опрос.

Протоиерей Владислав Свешников

настоятель храма Трех Святителей на Кулишках

24.09.2012 09:50

Сам факт подобного опроса свидетельствует о нравственном и юридическом бессилии государственной власти и общества адекватно реагировать на такие выходки. Наказать вроде бы надо, а давать срок – это уже как бы слишком. Опрос это и отразил.

Проблема, конечно, шире. Речь идет вообще о возможности результативно бороться с нравственным злом юридическими средствами. Как бороться с распространением и развитием безнравственности? В подобных случаях многое, конечно, зависит от личного нравственного авторитета представителей судебных органов, которые должны быть свободны от какого-либо внешнего давления. Все-таки закон нравственный, так сказать, своей нижней гранью соприкасается с законом уголовным.

Другое дело, что система наказаний должна быть более гибкой. Но безнаказанным никакое преступление оставаться не должно. Здесь надо, конечно, учитывать и фактор развитости правового сознания.

Протоиерей Максим Первозванский

Клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник»

24.09.2012 09:48

Обсуждать можно все, что угодно, ведь так можно вскрыть какие-то внутренние проблемы общества, только если это обсуждение не провокационное и не ведет к расколу.

Я считаю телесные наказания неприемлемым методом, потому что они действительно унижают человеческое достоинство. Многим, возможно, кажется, что такой способ подействует положительно на наказуемого. Но на самом деле порка ничего не даст. Да, на первый взгляд это более мягкое наказание, чем лишение свободы, но ведь так сознательно унижается человеческое достоинство. Сам человек, который подвергается такому наказанию, в конечном счете озлобляется.

Я считаю, это неправильно и ненужно, вполне хватает тех мер, которые существуют, и если грамотно ими распоряжаться, то можно оградить честь и достоинство людей, которых надо наказывать. Другое дело, что наша система исполнения наказания унижает достоинство не меньше, чем телесное наказание, но здесь просто требуется совершенствование этой системы.

Священник Алексий Козливсков

клирик Богоявленского собора в Елохове

24.09.2012 09:45

Во время этой навязанной нам тошнотворной дискуссии о "несоразмерности" наказания взбесившихся хулиганок, я задавал себе вопрос: что должно сделать наше общество ( и конкретно государство как аппарат защиты интересов этого общества ), чтобы пример этих несчастных кликуш не стал модным прецедентом и Россия не осквернялась бы плясками на гробах и святынях.

К сожалению, мои надежды, что Закон защитит верующих и их святыни, не оправдались. Законный приговор осмеян, Церковь Божия в массовом сознании оболгана, почти всемирная поп-поддержка кощунниц получена, а тюрьма лишь героизирует их. И это неизбежно в так называемом информационном обществе, когда люди не догадываются, что всякий поток информации это тенденция, это скрытая манипуляция, часто переходящая в промывку мозгов. Противопоставить этому умение анализировать, вдумываться в события, сопоставлять разные точки зрения и чувствовать боль другого человека для современного потребителя стало почти недоступным. Вот потихоньку и превращается сидящий перед зомби-ящиками наш народ в быдло, оплевывающий свои святыни и уничтожающий сам себя.

Остается лишь ностальгически мечтать о тех патриархальных временах, когда парочка казаков с нагайками и пять минут публичной порки за публичное же осквернение сакрального пространства еще Красной Площади (а лучше бы начать с Зоомузея) навсегда отбили бы охоту к публичному хамству и наглости и, кстати, быстро бы вернули загулявших мамочек к их прямым обязанностям по воспитанию детей.

Я думаю, возвращать порку для взрослых в Уголовный кодекс не стоит, а вот выпороть обнаглевших юнцов все же гуманнее, чем годами морить их и духовно уродовать в наших зонах. Об этом стоило бы подумать нашим законодателям.

Иеромонах Макарий (Маркиш)

священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии, глава епархиальной Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства

24.09.2012 09:26

Эта тема, конечно, имеет публичный характер, ее вполне стоит обсуждать.

Когда шел суд над хулиганками, то реплики по поводу «выпороть и отпустить» демонстрировали продуманную позицию: сбить общество с пути восстановления правосознания. Эти хулиганки совершили проступок, за это они были обвинены прокурором, уголовное дело было выслушано судом, который вынес приговор.

Давайте посмотрим на предложение о телесном наказании с другой точки зрения: кто-то разбил камнем окно, а кто-то убил 12 человек, как банда Цапка. А что ж, давайте первого выпорем, а другого повесим – устроим суд Линча. Люди, которые выступают за такие идеи, размывают важную задачу восстановления и укрепления правового сознания. То, что эти девицы определены судом виновными и теперь отбывают наказание – это факт положительный и важный для нашего общества.

И совершенно верно, в истории российского общества отмена телесного наказания была очень существенным фактом нормализации человеческой личности. Уничтожение телесных наказаний стало одним из шагов затянувшегося пути восстановления внесословных отношений в России. Это разговор об историческом пути и исторических реальностях нашего народа, на фоне которого, конечно, этот вид наказаний должен быть оставлен в прошлом. Не из абстрактных каких-то суждений, а вполне из конкретных исторических выводов.

Альбир-хазрат Крганов

Член Общественной палаты РФ, муфтий Москвы и Центрального региона России

24.09.2012 09:25

Это довольно спорная тема. В мусульманских странах, которые живут по нормам Корана, где соответствующее законодательство, есть нормы подобного рода. Но как быть в светском государстве? Действительно ли пойдет это на пользу, не будет ли это касаться здоровья человека, нарушать Конституцию?

Думаю, результаты опроса – это реакция народа на последние события. У нас же есть спорные вопросы по применению закона, много вопросов по работе судов. И люди хотят, чтобы все работало более эффективно. Но и тут спешные решения будут не на пользу.

Если в обществе есть большой интерес и поддержка этой темы, то ее надо обсудить, все стороны должны показать именно правоту своей логики. Думаю, обществу будет интересна такая дискуссия.

Ришат-хазрат Давыдов

Имам Тульской области

24.09.2012 09:23

Такую тему обсуждать даже не стоит, это возвращение в каменный век. Есть современные суды, когда вопросы решаются юридически. Я понимаю, судебный процесс над «Pussy Riot» - это исключение, но мы же не обсуждаем вопрос о полном возвращении в средневековье? Думаю, результаты опроса, скорее всего, говорят об эмоциях, не более того.

Да, сегодня есть телесные наказания в некоторых странах, но в нашем светском и развитом обществе это совершенно ни к чему, есть много других методов, когда людей можно эффективно наказать. Например, есть исправительные работы. Лишение свободы – это крайняя мера, а вот отправить работать осужденного куда-нибудь в морг, или в другие места, где неприятный и тяжелый труд, было бы неплохо. В следующий раз человек бы уже задумался, нарушать ли закон. Такое наказание еще тяжелее, чем порка.

Владимир Кудров

Руководитель информационно-аналитического сектора Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению

24.09.2012 09:22

Думаю, если бы этих девиц как следует отшлепал охранник Храма Христа Спасителя, то никто бы его даже не осудил. Это как в семье, где мама «тапкой по загривку» наказывает ребенка. А вот когда уже по прошествии времени готовится телесное наказание, оно нанесет больше вреда тому человеку, который наказывает, чем тому, кого наказывают. В этом плане именно моральное наказание было бы более действенным.

В одной поучительной фантастической новелле преступникам вводили лекарство, которое окрашивало их кожу в определенный цвет, допустим, зеленый. И человек весь положенный ему судом срок ходил окрашенным в такой цвет – вот и вся мера наказания. Да и с точки зрения любого верующего человека именно моральное, скажем так, а не физическое наказание всегда имело большее влияние на преступника.

А что касается порки, это будет обострять реакцию, человек озлобится еще больше. Да и страх наказания не всегда действенен: как известно, во время публичной казни всегда было раздолье для карманников, которые шныряли в толпе, воруя кошельки, делая то же самое, за что их товарища в это время казнят.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...