Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Священнослужители об исламе и терроризме

23.04.2013 09:13


Протодиакон Андрей Кураев призвал мусульман признать терроризм своей проблемой.

В своем блоге в «Живом журнале» миссионер опубликовал заметку под названием «У террористов нет национальности?», где заявил, что исламский экстремизм базируется на учении ряда исламских богословов и является проблемой именно мусульманского сообщества.

Считать терроризм вне национальным и вне религиозным, по мнению о. Андрея Кураева, можно было бы «если бы верующие мировых религий по очереди устраивали теракты. То буддисты захватят школу и расстреляют в ней детей… То даосы взорвут самолет… То христиане подорвут кинотеатр… Вот в этом случае можно было бы ограничиться повторением банальности о том, что у каждого народа есть право иметь своих подлецов… Но ведь все очевидно не так».

Отец Андрей заметил, что Католическая церковь не открещивалась от гомосексуальных и педофильских скандалов, а решала проблему именно как свою. «Так что Царнаевы - это ваше, мусульманско-чеченское, дерьмо. А пьяный монах на спорткаре, подаренном сановным любовником - наше, русско-православное. Свое надо признавать своим, а не кричать о своей тефлоновости. Иначе от дерьма не избавиться».

Regions.Ru попросили священнослужителей прокомментировать это высказывание протодиакона.

Протоиерей Всеволод Чаплин

Клирик московского Храма Вознесения Господня на Никитской

23.04.2013 09:42

Я знаю многих представителей кавказских народов, мусульманской общины. В большинстве своем это люди чести, отнюдь не склонные поддерживать ни ультра-радикалов, ни экстремистов, ни террористов. Я рад тому, что многие из них осудили совершенный в Бостоне теракт.

В то же время очевидно, что многие современные террористы в качестве своей идеологии озвучивают определенную трактовку ислама – трактовку, предполагающую насаждение свей веры через агрессивное насилие, через уничтожение всех, кто не соглашается принять предлагаемую ими модель социума. К сожалению, есть и псевдохристианские секты, способные на нечто подобное, - впрочем, их немного.

Я думаю, что сегодня дело чести и исламской уммы, и всего мирового сообщества полностью запретить распространение тех трактовок ислама, которые служат идейной основой для распространения экстремизма и терроризма. Свобода слова не безгранична. Настала пора сказать: отнюдь не всякие идеи могут распространяться.

Российская практика преодоления пропаганды экстремизма себя в принципе оправдывает. Возможно, ее стоит ужесточить и распространить наш опыт на разные страны мира. И Западу, конечно, стоит задуматься над происходящим. Еще недавно там чуть ли не с распростертыми объятиями принимали тех, кто осуществлял или оправдывал террор, используя радикальные трактовки ислама. Сейчас, надеюсь, в Америке многие поняли: а ведь бумеранг не промахнулся, значит, не нужно было его бросать. Значит, нужно понять, что в нынешнем очень взаимозависимом мире где бы ты ни поддержал террориста, это тебе всегда аукнется. Чтобы избежать невинных жертв, очень важно исключить поддержку террора или примиренчество с ним где бы то ни было.

Протоиерей Владислав Свешников

настоятель храма Трех Святителей на Кулишках

23.04.2013 09:39

Говорить, что у какой-то конфессии есть какие-то свои особенные проблемы, по-моему, не вполне корректно. По крайней мере, ДТП с участием священнослужителей это точно проблема не только русского народа и Русской Церкви. Особенности национального характера это вообще отдельная сложная тема. Я бы сказал, что русская проблема - это пьянство и безелаберность.

Что касается исламского терроризма, то это уже не столько внутренняя проблема мусульман, сколько проблема других народов, сталкивающихся с этим явлением. Ведь именно они страдают от этой агрессии. Взаимоотношения с мусульманами - это уже и французская, и немецкая проблема, о чем свидетельствует и крах политики мультикультурализма. Часть мусульман ведет себя если и не прямо как внутренний враг, то, по крайней мере, противник.

Протоиерей Александр Кузин

клирик храма Космы и Дамиана в Шубине

23.04.2013 09:36

Считать терроризм сугубо мусульманской проблемой нельзя. Мы хорошо знаем, что в России террористы преимущественно были русские, были баскские террористы, ирландские – эта проблема вполне универсальная: грех и подмена понятий в духовной жизни приводят людей любой национальности к радикализму. И то, что сейчас это происходит среди народов ислама – это не говорит о том, что терроризм присущ только исламу.

Я бы сказал, что проблема в духовном отношении – это подмена понятий подлинной жертвенности на фанатичное истолкование. Не знаю, когда это впервые проявилось, но террористы–народовольцы и прочие, которые были у нас в России, не были мусульманами, они вышли из христианства, и происходило искажение именно христианского смысла жертвенного служения.

Считаю, к кругу вопросов, касающихся национальности и преступности, нужно подходить очень осторожно и не давать повода ищущим повода. Достаточно вспомнить, что происходило после взрыва башен-близнецов, когда руководство США провозгласило: ислам объявил войну христианству, и христианство теперь пойдет в крестовый поход против ислама. Это провокация конфликта между мировыми религиями. В конце концов, мы не можем отвечать за руководство США, но мы должны отвечать за то, что происходит среди людей, принадлежащих к Русской православной церкви, и такого рода заявления в нашей Церкви недопустимы.

Протоиерей Александр Борисов

настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине

23.04.2013 09:34

Я считаю это высказывание отца Андрея честным и объективным.

Мы, конечно, понимаем, что это не весь ислам, а какое-то реакционное фундаменталистское меньшинство. Но, тем не менее, оно находится именно в рамках ислама, а не каких-то других религий.

То, что отец Андрей честно признал проблему, связанную с нетрезвым монахом на спорткаре, как раз говорит о его объективности. Действительно, каждый должен признавать свои проблемы, противостоять им и решать их. Только тогда у нас появится реальная перспектива избавиться от этих проблем, и что эти страшные события не будут повторяться.

Священник Владимир Лапшин

настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке

23.04.2013 09:31

Конечно, терроризм бывает не только исламский. Можно привести множество фактов терроризма и из XIX, и из XX века. Цифры будут впечатляющие. Только сейчас это как-то забылось.

Но, действительно, в последнее время терроризм в основном исламский. За многими взрывами, похищениями людей действительно часто стоят именно какие-то исламские группировки и партии.

Я готов сочувственно отнестись к тому, что написал, о. Андрей. Не являясь специалистом по исламу, не могу, конечно, судить о том, в какой именно степени действия террористов основываются на том или ином конкретном толковании Корана или исламских учителей, но факт остается фактом: в последнее время терроризм по большей части имеет исламские корни.

Иеромонах Макарий (Маркиш)

священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии, глава епархиальной Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства

23.04.2013 09:28

Вопрос этот – мусульмане ли террористы или нет, признавать ли мусульманам терроризм, как только свою проблему, или нет – он бесплоден. Мы прекрасно знаем, что мусульмане и мусульманское духовенство – это достойные люди, исповедующие ислам, они гибнут от рук подлецов, которые недовольны тем, что духовенство не поддерживает их человеконенавистнические и богоборческие идеи. Это наши собратья и сограждане, которые несут на своих плечах тяжкое бремя. Мы всячески должны их поддержать и с ними солидаризироваться, и наша православная публицистика, наши выступления и высказывания должны быть направлены на содействие нашим мусульманским братьям.

А от того, что мы назовем вероисповедание преступников-террористов, крещеных в детстве как православные или обрезанных как мусульмане, решительно ничего не изменит в нашей оценке их действий и в наших требованиях к законной власти, чтобы за эти преступлении карали соответствующим образом.

Флюр-хазрат Арсланов

председатель ДУМ Ростовской области, муфтий

23.04.2013 09:27

Если говорить о России, то мы живем в одном общем доме. Хороший он или плохой, но он наш. И когда люди, живя в одном общем доме, начинают говорить, мол, «моя хата с краю», разбирайтесь сами, то хорошего здесь ожидать не приходится.

Есть такая азиатская притча: воры не пойдут в аул, где мало тандыров, они пойдут туда, где их много. Потому что там, где каждый сам себе готовит, люди очень раздробленные и на помощь друг другу не придут. А там, где тандыров мало, потому что они общие, там и народ дружный, всегда друг другу придут на выручку. То же самое и у нас: если мы будем говорить – мол, это ваши или наши проблемы, - то, видя наше внутренние распри, нас легко будет сломить.

В едином доме не может быть отдельных проблем, могут быть только общие. Мы все выросли на одной земле, в одной стране, в конце концов – все мы родились в СССР, и Андрей Кураев в том числе. Так что какой бы национальности или вероисповедания мы ни были, мы должны эту проблему решать вместе, дружески, по-братски. Мы же в любой момент приходим на помощь, если случается какая-то беда, например, наводнение. И мы не говорим – это русская деревня, значит, это ваши проблемы, решайте их сами. Вот и проблему терроризма надо решать вместе, это социальная проблема, и бороться с ней нам надо сообща.

Фарид-хазрат Салман

муфтий, глава Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия – РАИС

23.04.2013 09:24

Как это ни прискорбно, но Андрей Кураев прав. Это реально огромная проблема: есть целый ряд экстремистских движений, группировок, иногда даже партий, которые маскируются под классическое исламское начало, а потом совершают гнусные преступления. Мы знаем, что крупные теракты происходят не только в западном мире: вот сейчас в Сирии взрывают, убивают детей, идущих в детсад, убивают студентов, духовенство, и все это происходит под прикрытием ислама.

Псевдорелигиозный экстремизм существует, и это наша проблема, потому что она прежде всего ударяет по имиджу мусульман. Вопрос в том, как нам справиться с этой проблемой. На данный момент у меня ответ только один, и он давно известен – надо больше просвещать и работать с людьми. И отсюда вытекает еще одна проблема – нет единства именно в самих централизованных духовных управлениях мусульман. За решение проблемы терроризма надо ратовать общими усилиями. Но пока получается, что управления мусульман тянут в разные стороны.

Так что я не осуждаю отца Андрея за его слова. Я считаю, что проблема есть, и ее надо решать, и вопрос в том, как быстро мы ее решим хотя бы в условиях России, а не глобально, потому что потери от терроризма невосполнимы, преступники уничтожают людей, которые борются с этой проблемой.

Ришат-хазрат Давыдов

Имам Тульской области

23.04.2013 09:16

Андрей Кураев, конечно, высказывает свое личное мнение. Но я напомню, что у нас за последние 10 лет от рук террористов погибло около пятидесяти мусульманских лидеров.

Да, мы не отрицаем, что в большинстве случаев след террористов тянется в некоторые мусульманские республики, но признать терроризм только мусульманским явлением – это неправильно.

В основном террористами являются религиозные фанатики. Решиться на то, чтобы стать террористом-«смертником», можно только под сильным влиянием. Кстати, среди террористов есть и такие люди, которые приняли ислам после того, как были православными.

Мы, исповедующие традиционный ислам, боремся с этим явлением, каждый муфтий высказывается на этот счет, потому что от рук террористов гибнут наши лучшие мусульмане – настоящие люди. И ко мне лично с сомнительными предложениями приходили люди, которые проповедуют ваххабизм. Но надо адекватно воспринимать и оценивать ситуацию. Терроризм и бандитизм не имеют национальности. Я часто бываю в тюрьмах, и там сидят люди разных национальностей и вероисповеданий. Однозначно тут судить нельзя.

Роман Силантьев

Исполнительный директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора

23.04.2013 09:15

Нормальные мусульмане и так решают это как свою проблему. Мусульманские лидеры и высказываются чаще всего по проблеме терроризма.

Я лично сторонник того, что терроризм действительно многонационален и разнообразен в национальном составе. Значительная часть народов России представлена в террористических организациях.

Что до религиозного характера, то да, сейчас подавляющее большинство террористов исповедуют ваххабизм, который многие мусульманские богословы считают псевдо-направлением ислама. С исламом его не ассоциируют и обижаются, когда им инкриминируют преступления ваххабитов, парируя тем, что никто православных не обвиняет в деятельности каких-нибудь иеговистов секты Дэвида Кореша или «Народного храма», которые, скажем прямо, законопослушную деятельность не вели. Так что надо аккуратно подходить к этому вопросу, и понимать, что есть ваххабиты, а есть нормальные мусульмане, и не надо их смешивать. Нормальные мусульмане это воспринимают как удар в спину от своих союзников.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...