Москва точно может позволить себе многостороннюю социальную поддержку. Достаточно плитку перекладывать не два раза в год, а один, и сэкономленные деньги направлять на заботу о пожилых людях

Хотелось бы спросить у Мишустина, что бы он взял из опыта Китая и Вьетнама, чтобы и мы начали развиваться, а не деградировать

Священнослужители об исламе и терроризме

23.04.2013 09:13


Протодиакон Андрей Кураев призвал мусульман признать терроризм своей проблемой.

В своем блоге в «Живом журнале» миссионер опубликовал заметку под названием «У террористов нет национальности?», где заявил, что исламский экстремизм базируется на учении ряда исламских богословов и является проблемой именно мусульманского сообщества.

Считать терроризм вне национальным и вне религиозным, по мнению о. Андрея Кураева, можно было бы «если бы верующие мировых религий по очереди устраивали теракты. То буддисты захватят школу и расстреляют в ней детей… То даосы взорвут самолет… То христиане подорвут кинотеатр… Вот в этом случае можно было бы ограничиться повторением банальности о том, что у каждого народа есть право иметь своих подлецов… Но ведь все очевидно не так».

Отец Андрей заметил, что Католическая церковь не открещивалась от гомосексуальных и педофильских скандалов, а решала проблему именно как свою. «Так что Царнаевы - это ваше, мусульманско-чеченское, дерьмо. А пьяный монах на спорткаре, подаренном сановным любовником - наше, русско-православное. Свое надо признавать своим, а не кричать о своей тефлоновости. Иначе от дерьма не избавиться».

Regions.Ru попросили священнослужителей прокомментировать это высказывание протодиакона.

Протоиерей Всеволод Чаплин

Клирик московского Храма Вознесения Господня на Никитской

23.04.2013 09:42

Я знаю многих представителей кавказских народов, мусульманской общины. В большинстве своем это люди чести, отнюдь не склонные поддерживать ни ультра-радикалов, ни экстремистов, ни террористов. Я рад тому, что многие из них осудили совершенный в Бостоне теракт.

В то же время очевидно, что многие современные террористы в качестве своей идеологии озвучивают определенную трактовку ислама – трактовку, предполагающую насаждение свей веры через агрессивное насилие, через уничтожение всех, кто не соглашается принять предлагаемую ими модель социума. К сожалению, есть и псевдохристианские секты, способные на нечто подобное, - впрочем, их немного.

Я думаю, что сегодня дело чести и исламской уммы, и всего мирового сообщества полностью запретить распространение тех трактовок ислама, которые служат идейной основой для распространения экстремизма и терроризма. Свобода слова не безгранична. Настала пора сказать: отнюдь не всякие идеи могут распространяться.

Российская практика преодоления пропаганды экстремизма себя в принципе оправдывает. Возможно, ее стоит ужесточить и распространить наш опыт на разные страны мира. И Западу, конечно, стоит задуматься над происходящим. Еще недавно там чуть ли не с распростертыми объятиями принимали тех, кто осуществлял или оправдывал террор, используя радикальные трактовки ислама. Сейчас, надеюсь, в Америке многие поняли: а ведь бумеранг не промахнулся, значит, не нужно было его бросать. Значит, нужно понять, что в нынешнем очень взаимозависимом мире где бы ты ни поддержал террориста, это тебе всегда аукнется. Чтобы избежать невинных жертв, очень важно исключить поддержку террора или примиренчество с ним где бы то ни было.

Протоиерей Владислав Свешников

настоятель храма Трех Святителей на Кулишках

23.04.2013 09:39

Говорить, что у какой-то конфессии есть какие-то свои особенные проблемы, по-моему, не вполне корректно. По крайней мере, ДТП с участием священнослужителей это точно проблема не только русского народа и Русской Церкви. Особенности национального характера это вообще отдельная сложная тема. Я бы сказал, что русская проблема - это пьянство и безелаберность.

Что касается исламского терроризма, то это уже не столько внутренняя проблема мусульман, сколько проблема других народов, сталкивающихся с этим явлением. Ведь именно они страдают от этой агрессии. Взаимоотношения с мусульманами - это уже и французская, и немецкая проблема, о чем свидетельствует и крах политики мультикультурализма. Часть мусульман ведет себя если и не прямо как внутренний враг, то, по крайней мере, противник.

Протоиерей Александр Кузин

клирик храма Космы и Дамиана в Шубине

23.04.2013 09:36

Считать терроризм сугубо мусульманской проблемой нельзя. Мы хорошо знаем, что в России террористы преимущественно были русские, были баскские террористы, ирландские – эта проблема вполне универсальная: грех и подмена понятий в духовной жизни приводят людей любой национальности к радикализму. И то, что сейчас это происходит среди народов ислама – это не говорит о том, что терроризм присущ только исламу.

Я бы сказал, что проблема в духовном отношении – это подмена понятий подлинной жертвенности на фанатичное истолкование. Не знаю, когда это впервые проявилось, но террористы–народовольцы и прочие, которые были у нас в России, не были мусульманами, они вышли из христианства, и происходило искажение именно христианского смысла жертвенного служения.

Считаю, к кругу вопросов, касающихся национальности и преступности, нужно подходить очень осторожно и не давать повода ищущим повода. Достаточно вспомнить, что происходило после взрыва башен-близнецов, когда руководство США провозгласило: ислам объявил войну христианству, и христианство теперь пойдет в крестовый поход против ислама. Это провокация конфликта между мировыми религиями. В конце концов, мы не можем отвечать за руководство США, но мы должны отвечать за то, что происходит среди людей, принадлежащих к Русской православной церкви, и такого рода заявления в нашей Церкви недопустимы.

Протоиерей Александр Борисов

настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине

23.04.2013 09:34

Я считаю это высказывание отца Андрея честным и объективным.

Мы, конечно, понимаем, что это не весь ислам, а какое-то реакционное фундаменталистское меньшинство. Но, тем не менее, оно находится именно в рамках ислама, а не каких-то других религий.

То, что отец Андрей честно признал проблему, связанную с нетрезвым монахом на спорткаре, как раз говорит о его объективности. Действительно, каждый должен признавать свои проблемы, противостоять им и решать их. Только тогда у нас появится реальная перспектива избавиться от этих проблем, и что эти страшные события не будут повторяться.

Священник Владимир Лапшин

настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке

23.04.2013 09:31

Конечно, терроризм бывает не только исламский. Можно привести множество фактов терроризма и из XIX, и из XX века. Цифры будут впечатляющие. Только сейчас это как-то забылось.

Но, действительно, в последнее время терроризм в основном исламский. За многими взрывами, похищениями людей действительно часто стоят именно какие-то исламские группировки и партии.

Я готов сочувственно отнестись к тому, что написал, о. Андрей. Не являясь специалистом по исламу, не могу, конечно, судить о том, в какой именно степени действия террористов основываются на том или ином конкретном толковании Корана или исламских учителей, но факт остается фактом: в последнее время терроризм по большей части имеет исламские корни.

Иеромонах Макарий (Маркиш)

священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии, глава епархиальной Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства

23.04.2013 09:28

Вопрос этот – мусульмане ли террористы или нет, признавать ли мусульманам терроризм, как только свою проблему, или нет – он бесплоден. Мы прекрасно знаем, что мусульмане и мусульманское духовенство – это достойные люди, исповедующие ислам, они гибнут от рук подлецов, которые недовольны тем, что духовенство не поддерживает их человеконенавистнические и богоборческие идеи. Это наши собратья и сограждане, которые несут на своих плечах тяжкое бремя. Мы всячески должны их поддержать и с ними солидаризироваться, и наша православная публицистика, наши выступления и высказывания должны быть направлены на содействие нашим мусульманским братьям.

А от того, что мы назовем вероисповедание преступников-террористов, крещеных в детстве как православные или обрезанных как мусульмане, решительно ничего не изменит в нашей оценке их действий и в наших требованиях к законной власти, чтобы за эти преступлении карали соответствующим образом.

Флюр-хазрат Арсланов

председатель ДУМ Ростовской области, муфтий

23.04.2013 09:27

Если говорить о России, то мы живем в одном общем доме. Хороший он или плохой, но он наш. И когда люди, живя в одном общем доме, начинают говорить, мол, «моя хата с краю», разбирайтесь сами, то хорошего здесь ожидать не приходится.

Есть такая азиатская притча: воры не пойдут в аул, где мало тандыров, они пойдут туда, где их много. Потому что там, где каждый сам себе готовит, люди очень раздробленные и на помощь друг другу не придут. А там, где тандыров мало, потому что они общие, там и народ дружный, всегда друг другу придут на выручку. То же самое и у нас: если мы будем говорить – мол, это ваши или наши проблемы, - то, видя наше внутренние распри, нас легко будет сломить.

В едином доме не может быть отдельных проблем, могут быть только общие. Мы все выросли на одной земле, в одной стране, в конце концов – все мы родились в СССР, и Андрей Кураев в том числе. Так что какой бы национальности или вероисповедания мы ни были, мы должны эту проблему решать вместе, дружески, по-братски. Мы же в любой момент приходим на помощь, если случается какая-то беда, например, наводнение. И мы не говорим – это русская деревня, значит, это ваши проблемы, решайте их сами. Вот и проблему терроризма надо решать вместе, это социальная проблема, и бороться с ней нам надо сообща.

Фарид-хазрат Салман

муфтий, глава Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия – РАИС

23.04.2013 09:24

Как это ни прискорбно, но Андрей Кураев прав. Это реально огромная проблема: есть целый ряд экстремистских движений, группировок, иногда даже партий, которые маскируются под классическое исламское начало, а потом совершают гнусные преступления. Мы знаем, что крупные теракты происходят не только в западном мире: вот сейчас в Сирии взрывают, убивают детей, идущих в детсад, убивают студентов, духовенство, и все это происходит под прикрытием ислама.

Псевдорелигиозный экстремизм существует, и это наша проблема, потому что она прежде всего ударяет по имиджу мусульман. Вопрос в том, как нам справиться с этой проблемой. На данный момент у меня ответ только один, и он давно известен – надо больше просвещать и работать с людьми. И отсюда вытекает еще одна проблема – нет единства именно в самих централизованных духовных управлениях мусульман. За решение проблемы терроризма надо ратовать общими усилиями. Но пока получается, что управления мусульман тянут в разные стороны.

Так что я не осуждаю отца Андрея за его слова. Я считаю, что проблема есть, и ее надо решать, и вопрос в том, как быстро мы ее решим хотя бы в условиях России, а не глобально, потому что потери от терроризма невосполнимы, преступники уничтожают людей, которые борются с этой проблемой.

Ришат-хазрат Давыдов

Имам Тульской области

23.04.2013 09:16

Андрей Кураев, конечно, высказывает свое личное мнение. Но я напомню, что у нас за последние 10 лет от рук террористов погибло около пятидесяти мусульманских лидеров.

Да, мы не отрицаем, что в большинстве случаев след террористов тянется в некоторые мусульманские республики, но признать терроризм только мусульманским явлением – это неправильно.

В основном террористами являются религиозные фанатики. Решиться на то, чтобы стать террористом-«смертником», можно только под сильным влиянием. Кстати, среди террористов есть и такие люди, которые приняли ислам после того, как были православными.

Мы, исповедующие традиционный ислам, боремся с этим явлением, каждый муфтий высказывается на этот счет, потому что от рук террористов гибнут наши лучшие мусульмане – настоящие люди. И ко мне лично с сомнительными предложениями приходили люди, которые проповедуют ваххабизм. Но надо адекватно воспринимать и оценивать ситуацию. Терроризм и бандитизм не имеют национальности. Я часто бываю в тюрьмах, и там сидят люди разных национальностей и вероисповеданий. Однозначно тут судить нельзя.

Роман Силантьев

Исполнительный директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора

23.04.2013 09:15

Нормальные мусульмане и так решают это как свою проблему. Мусульманские лидеры и высказываются чаще всего по проблеме терроризма.

Я лично сторонник того, что терроризм действительно многонационален и разнообразен в национальном составе. Значительная часть народов России представлена в террористических организациях.

Что до религиозного характера, то да, сейчас подавляющее большинство террористов исповедуют ваххабизм, который многие мусульманские богословы считают псевдо-направлением ислама. С исламом его не ассоциируют и обижаются, когда им инкриминируют преступления ваххабитов, парируя тем, что никто православных не обвиняет в деятельности каких-нибудь иеговистов секты Дэвида Кореша или «Народного храма», которые, скажем прямо, законопослушную деятельность не вели. Так что надо аккуратно подходить к этому вопросу, и понимать, что есть ваххабиты, а есть нормальные мусульмане, и не надо их смешивать. Нормальные мусульмане это воспринимают как удар в спину от своих союзников.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"Нужно поднять заработную плату в секторе строительства и в секторе сельского хозяйства, - для того, чтобы попытаться привлечь туда ту часть граждан России, которые являются сегодня безработными. И только в том случае, если этого не получится, нужно будет, соответственно, увеличивать миграционные квоты..."

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...