Москва точно может позволить себе многостороннюю социальную поддержку. Достаточно плитку перекладывать не два раза в год, а один, и сэкономленные деньги направлять на заботу о пожилых людях

Хотелось бы спросить у Мишустина, что бы он взял из опыта Китая и Вьетнама, чтобы и мы начали развиваться, а не деградировать

Надо ли преследовать за критику Церкви? - Мнения священнослужителей

05.08.2013 10:09


В Свердловской области Следственный комитет возбудил уголовное дело о разжигании религиозной розни по факту публикации критических постов о Русской Православной Церкви в личном блоге пары пенсионеров-пятидесятников Петра и Ольги Ткалич, сообщает Slon.ru.

Семь лет назад Петр Ткалич опубликовал два коротких текста под названиями «Кипящий котел» и «Кипящий котел-2». «Последние годы по самому главному путинскому телевизионному каналу каждое воскресенье выступает митрополит Кирилл. За все это время я его ни разу не видел с Библией! То есть перед телекамерой в праздничной униформе, при полном параде сидит человек и несет в эфир какую-то отсебятину», - писал он, в частности.

Ему также не понравилось, что представители Церкви, по его словам, «тщательно избегают слова "христиане", используя вместо него "православные"». «Я долго вначале ломал над этим голову: ну почему так? Только потом понял, что это и есть те самые сектанты, с которыми изо всех сил борются в России», – говорится в блоге.

Далее он рассуждает об антисемитизме среди православных и применяет к России слова библейского пророка Иеремии – «кипящий котел», с которого «от севера откроется бедствие на всех обитателей сей земли». «Слишком многих наших правителей можно считать слугами Антихриста», – заключает Ткалич.

Надо сказать, что тут Ткалич не одинок: среди протестантов, особенно в Америке, довольно распространено отождествление с Россией упоминаемого в Библии царства Рош (в греческом и славянском тексте «Рос»): «Сын человеческий! обрати лице твое к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала, и изреки на него пророчество, и скажи: так говорит Господь Бог: «Вот, Я — на тебя (в смысле: «Я иду на тебя как на врага», - Regions.Ru), Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала! И поверну тебя, и вложу удила в челюсти твои…» (Иез., 38 : 2-3) Цитируемое Ткаличем место из Иеремии («Вижу поддуваемый ветром кипящий котел, и лицо его со стороны севера. И сказал мне Господь: от севера откроется бедствие на всех обитателей сей земли…» - Иер., 1 : 13) тоже не раз применяли к нашей стране. Впрочем, придумали это не протестанты: трактовки такого рода существовали еще в Византии во время набегов из Руси (от Олега до Святослава).

В правозащитной организации «Агора» сообщили, что дело возбуждено по материалам проверки местного ФСБ. Недавно к Ткаличам пришли с обыском, тексты из блога направлены на экспертизу, которая должна установить, не подпадают ли они под статью о разжигании вражды. О результатах станет известно ориентировочно через полгода.

«Как вы считаете, должно ли государство преследовать за высказывания, подобные приведенным? Не следует ли Церкви как-то вмешаться в это дело?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Максим Первозванский

Клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник»

05.08.2013 10:51

Мне кажется, государству имеет смысл вмешиваться только когда одна из конфессий выступает по отношению к другой с прямыми оскорблениями, а не с критическими замечаниями, не с обвинениями в ереси и прочем, - потому что это наши внутририхристианские разбирательства. И если вопрос оскорбления религиозных чувств приобретает большой резонанс, как с «Pussy Riot», происходит оскорбление многих верующих, тогда государство тоже должно обращать свое внимание.

Например, в курсе «Сравнительного богословия», изучаемого каждым студентом Московской православной духовной семинарии и академии, происходит изучение многих течений и сект. С точки зрения православия пятидесятники - это ересь, и если они на нас за это начнут подавать в суд и наоборот, это будет форменный кошмар. Однако недопустимо, если кто-то будет называть руководителя секты дураком, ослом, рисовать на него похабные шаржи и присваивать оскорбительные клички.

И еще важна реакция общества, - ведь именно серьезное отношение к вещам ее провоцирует. Например, террористов не интересует смерть людей, им важна реакция и всплеск общественного мнения. Поэтому чем меньше будут обсуждать такие темы, тем лучше.

Протоиерей Александр Кузин

клирик храма Космы и Дамиана в Шубине

05.08.2013 10:48

И Церкви надо вмешиваться и государству. Вопрос стабильности общества, его цельности – это вопрос цельности государства, поэтому государство должно участвовать в таких делах.

А Церковь должна вмешиваться в зависимости от масштабов событий. Восточная пословица гласит: «Собака лает, караван идет». Я не эксперт, но как гражданин государства и как член Русской Православной Церкви думаю, эти записи в блогах никаким образом не влияют на наше внутреннее бытие. Мы должны спокойно смотреть на лай собак. Но если мы примем лай собак за глобальное тотальное событие, у нас будет повреждение в уме.

В этих высказываниях я вижу не более чем попытку навязать нам проблемы, которые в обществе не существуют.

Протоиерей Александр Добросельский

кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой общенаучных дисциплин Рязанской православной духовной семинарии, доцент кафедры теологии Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина

05.08.2013 10:46

Патриарх не обращается к неправославным христианам из любви и уважения к ним, чтобы не простирать свою власть на тех, кто её не признает. Это настолько естественно и понятно, что дополнительное разъяснение описанной ситуации совершенно излишне.

Если же кто возмущается подобным поведением Святейшего, то таковым полезно вспомнить цитату из Библии: "Тогда Господь сказал: с кем сравню людей рода сего? и кому они подобны? Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали" (Лк. 7, 31-33). Если бы патриарх обратился с проповедью ко всем христианам, эти же люди до глубины души оскорбились бы тем, что посягают на их самостоятельность.

Игумен Агафангел (Белых)

настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область)

05.08.2013 10:41

Я добросовестно погуглил все что есть в глобальных сетях по этому вопросу, и у меня сложилось мнение, что, собственно говоря, о разжигании религиозной розни речи нет.

Всерьез их слова, конечно, воспринимать нельзя. "Отсебятину" несли и Святые отцы, говоря о собственном понимании Слова Божия, и это мы ныне называем Священным Преданием. Отсебятину нес и основоположник протестантского движения в христианстве - Мартин Лютер, и уж тем паче множество пятидесятнических пасторов несёт самую настоящую отсебятину, так как в этом направлении христианства приветствуется субъективное понимание Евангелия, без всякого согласования с какой бы то ни было традицией библейской экзегезы. Так что кроме легкой негативной коннотации, в этом слове нет ничего обидного.

Другое дело - политическая деятельность Петра и Ольги Ткалич, их противостояние с местными зажиточными и властными людьми. Здесь в борьбе «все средства хороши». Пресловутая статья 282 часто становится инструментом борьбы, силового воздействия на оппонентов. И здесь не важно, кто прав, а кто виноват.

Как-то патриарх Кирилл критически высказался о нынешней судебной системе, когда его спросили о введении смертной казни: «При нынешнем состоянии наших судов, если будет смертная казнь, по закону будут "убирать" людей. И это страшная опасность. И пока судебная система не способна обеспечить ее справедливое применение, рано вести речь о возвращении такого наказания, как смертная казнь».

Поэтому я думаю. что здесь речь не о разжигании религиозной розни к Русской Православной Церкви пятидесятником Петром Ткаличем, а речь о том, что этот закон может быть легко обращен против любого неугодного, в том числе и против православного. Ведь в Евангелии и в святоотеческих трудах содержатся крайне «нетолерантные и неполиткорректные» выражения. Так что я согласен с патриархом и думаю, что это просто очередная попытка "убрать по закону".

Игумен Никон (Головко)

председатель Издательского совета Донского ставропигиального монастыря

05.08.2013 10:40

Приведенные высказывания г-на Ткалича я бы назвал легковесными и даже недостойными внимания, и лично мне кажется, что раздувать из-за них уголовные дела не следует: не потому, что они направлены на критику Церкви, а именно потому, что они очень несерьезные - есть и более интересные выступления в Сети.

Вообще мне нравится, когда критикуют Церковь, я иногда даже сам почитываю в интернете критические выпады и считаю, что критика помогает Церкви жить: друзья так не укажут на ошибку, как враги - эти не спустят ничего! И слава Богу!

Протоиерей Игорь Шумилов

настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на

05.08.2013 10:31

Пусть лучше государство занимается борьбой со взяточничеством и казнокрадством. Пусть промышленность отечественную реанимирует. Пусть займется проблемой образования и медицинского обслуживания.

Если человек получит хорошее классическое образование, он не будет писать всякие глупости в интернете. Будет гораздо меньше сектантов и воинствующих атеистов, ибо они вырастают на почве невежества. Преследовать же за толкования пророков, пусть и неумные и неприятные, государству не следует. Это мое мнение.

Церковь постоянно пытаются вовлечь в мирские дрязги, но нам Господь не заповедовал заниматься политической борьбой. Заступиться за обидимого, даже врага - да, Церковь может это сделать. Она обязана любить врагов, благословлять проклинающих, благотворить ненавидящим и молиться за обижающих и гонящих Её. (Матф.5:44)

Иеромонах Макарий (Маркиш)

священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии, глава епархиальной Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства

05.08.2013 10:24

Здесь вопрос не нравственный, а юридический. В России существуют законы и существуют органы, которые следят за исполнением законов. И нам, гражданам России, указывать судьям, как им трактовать законы – недопустимо, тут важна независимость судебной власти. Эта история служит примером тому, чтобы читатели почесали затылки и поняли – мы хотим жить по закону, а не в обществе, управляемом эмоциями.

Ни Церковь, ни кто бы то ни было не должны диктовать, как кому действовать в досудебном и судебном разбирательстве. Церковь может ходатайствовать о снисхождении, когда сочтет необходимым, но только на основании процесса, а не на основании слухов.

Когда был хулиганский акт в храме Христа Спасители и шел суд, то возникали вопросы: почему Церковь не участвует? А потому что хулиганки ее не просили о ходатайстве. Если бы они направили ходатайство, епископ мог бы рассмотреть, а раз не направили, почему Церковь должна вмешиваться? В России миллион преступников, что же - Церкви за всех ходатайствовать?

Иеродиакон Лаврентий (Полешкевич)

кандидат богословия, зам. декана факультета церковного служения Российского православного университета

05.08.2013 10:20

Интернет пестрит и куда более резкими высказываниями представителей религий по отношению мировоззрениям друг друга, но "охоту на ведьм" устраивать не стоит. И апостолы, и Христос позволяли себе высказывания по отношению к фарисеям и саддукеям, за которые можно было бы осудить Христа за разжигание межрелигиозной розни. Само существование разных религий уже подразумевает эту рознь, но раз мы живем в обществе, где можно свободно исповедовать свои религиозные взгляды, то этого права нельзя отнимать, как и права оценки мировоззрения других людей.

В данном инциденте, на мой взгляд, отсутствует основание для межрелигиозной розни, а присутствует обыкновенное дилетантство и оскорбление личности Святейшего Патриарха. Инсинуации с толкованиями библейского текста есть в ряде американских религиозных организаций, например Свидетелей Иеговы, которые искренне уверены в том, что Бог скоро уничтожит все религии и традиционные конфессии, оставив только последователей общества «Сторожевой башни». На мой взгляд, эти псевдотолкования просто анекдотичны и вызывают улыбку. Серьезно к ним мало кто относится.

Если есть конкретные действия, нарушающие закон и разжигающие межрелигиозную вражду, тогда государство вправе вмешаться и пресечь деятельность организации, а когда это ведется на уровне эмоций и сплетен, то здесь уже необходимо отстаивать честь оскорбленных организаций и лиц в другой плоскости.

Исмаил-хаджи Бердиев

председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа

05.08.2013 10:18

Я отношусь с уважением к патриарху и считаю, что никто не имеет права осуждать его действия и высказывания.

Если же человек высказывается против патриарха или предпринимает какие-то действия, то, безусловно, государство должно его охранять, защищать. Задача государства – обеспечить защиту и безопасность своих граждан, патриарха в том числе.

Альбир-хазрат Крганов

Член Общественной палаты РФ, муфтий Москвы и Центрального региона России

05.08.2013 10:17

В последнее время происходит много разных провокаций на религиозную тему. И то, что сегодня тема оскорблений чувств верующих законодательно закреплена – это хорошо. Но практика показывает: нельзя все решить только буквой закона. Мы знаем, как некоторые умеют писать на заданную тему, обходя законные критерии, но между строк читается их ненависть к определенным группам. И по закону тут не придерешься.

Конечно, как в известной поговорке «на каждый роток не накинешь платок»: у каждого есть свое мнение, люди сегодня по-разному его выражают, сложно проследить за каждым, чтобы кто-то кого-то не обидел. Но с другой стороны в многоконфессиональной стране, где много разных народов и культур, непозволительно оскорблять одной группе инакомыслящих другую группу. И когда это порождает конфликты, несет реальную угрозу и ведет к дестабилизации общества, вмешательство государства необходимо.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"Разве привлечение мигрантов это единственный вариант решения проблемы? Естественно, гораздо проще взять и откуда-то завезти людей. Это точно так же, как нам говорили: ребята, а зачем нам перерабатывать нефть, газ, высокие углеводороды? Мы их лучше туда отправим, а оттуда возьмем полиэтилен, привезем оттуда на вырученные деньги еду, или оттуда привезем одежду. Мы хорошо помним людей, вроде Чубайса, которые придерживались подобной логики..."

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...