Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Священнослужители о национальной идее

24.09.2013 09:01


Президент России Владимир Путин выступил на заседании дискуссионного клуба «Валдай». Он говорил, в частности, о необходимости национальной идеи:

«Для россиян, для России вопросы «кто мы?», «кем мы хотим быть?» звучат в нашем обществе всё громче и громче. Мы ушли от советской идеологии, вернуть её невозможно. Приверженцы фундаментального консерватизма, идеализирующие Россию до 1917 года, похоже, так же далеки от реальности, как и сторонники западного ультралиберализма. Очевидно, что наше движение вперёд невозможно без духовного, культурного, национального самоопределения, иначе мы не сможем противостоять внешним и внутренним вызовам, не сможем добиться успеха в условиях глобальной конкуренции.

Практика показала, что новая национальная идея не рождается и не развивается по рыночным правилам. Самоустроение государства, общества не сработало, как и механическое копирование чужого опыта. Такие грубые заимствования, попытки извне «цивилизовать» Россию не были приняты абсолютным большинством нашего народа, потому что стремление к самостоятельности, к духовному, идеологическому, внешнеполитическому суверенитету – неотъемлемая часть нашего национального характера.

Идентичность, национальная идея не могут быть навязаны сверху, не могут быть построены на основе идеологической монополии. Нам всем: и так называемым неославянофилам, и неозападникам, государственникам и так называемым либералам – всему обществу предстоит совместно работать над формированием общих целей развития. Нужно избавиться от привычки слышать только идейных единомышленников, с порога, со злобой, а то и с ненавистью отвергая любую другую точку зрения. А это значит, что либералы должны научиться разговаривать с представителями левых взглядов и, наоборот, националисты должны вспомнить, что Россия формировалась именно как многонациональное и многоконфессиональное государство с первых своих шагов, и что, ставя под вопрос нашу многонациональность, начиная эксплуатировать тему русского, татарского, кавказского, сибирского и какого угодно ещё любого другого национализма и сепаратизма, мы, по сути, начинаем уничтожать сами себя.

Суверенитет, самостоятельность, целостность России безусловны. Это те «красные линии», за которые нельзя никому заходить. При всей разнице наших взглядов дискуссия об идентичности, о национальном будущем невозможна без патриотизма всех её участников. Слишком часто в национальной истории вместо оппозиции власти мы сталкиваемся с оппозицией самой России. И мы знаем, чем это заканчивалось – сносом государства как такового.

В России, на которую пытались в своё время навесить ярлык «тюрьмы народов», за века не исчез ни один, даже самый малый этнос. Все они сохранили не только свою внутреннюю самостоятельность и культурную идентичность, но и своё историческое пространство. При этом у нас накоплен уникальный опыт взаимовлияния, взаимообогащения, взаимного уважения различных культур. Эта поликультурность, полиэтничность живёт в нашем историческом сознании, в нашем духе, в нашем историческом коде. На этом естественным образом тысячелетие строилась наша государственность.

Россия, как образно говорил философ Константин Леонтьев, всегда развивалась как «цветущая сложность», как государство-цивилизация, скреплённая русским народом, русским языком, русской культурой, Русской Православной Церковью и другими традиционными религиями России. Именно из модели государства-цивилизации вытекают особенности нашего государственного устройства. Оно всегда стремилось гибко учитывать национальную, религиозную специфику тех или иных территорий, обеспечивая многообразие в единстве. Христианство, ислам, буддизм, иудаизм, другие религии – неотъемлемая часть идентичности и исторического наследия России в настоящей жизни её граждан.

Однако идентификация исключительно через этнос, религию в крупнейшем государстве с полиэтническим составом населения, безусловно, невозможна. Формирование именно гражданской идентичности на основе общих ценностей, патриотического сознания, гражданской ответственности и солидарности, уважения к закону, сопричастности к судьбе Родины без потери связи со своими этническими, религиозными корнями – необходимое условие сохранения единства страны».

Под национальной идеей обычно понимается некоторое общее представление о роли той или иной страны в мире, о ее прошлом, настоящем и будущем. В качестве общеизвестных примеров можно привести, с одной стороны, советскую идеологию (сперва мечту о мировой революции, потом – идею построения идеального общества в одной стране), с другой – «американскую мечту» об обществе равных возможностей, построенном на идеалах свободы и стремления к счастью.

См. также:
Какой должна быть национальная идея? - Мнения парламентариев

Обычно национальная идея вырабатывается представителями интеллектуальной элиты, затем формулируется в официальных документах и распространяется через школу, прессу и другие орудия воздействия на массовое сознание, а затем, наконец, становится общепринятой, так что несогласие с нею автоматически превращает человека в маргинала.

«Видите ли вы шансы, что в России появится национальная идея, которая объединяла бы, а не разъединяла бы ее граждан? Что, на ваш взгляд, непременно должно входить в эту идею? Кто должен ее сформулировать?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр Кузин

клирик храма Космы и Дамиана в Шубине

24.09.2013 10:02

Национальная идея в России есть, - без нее государство не может существовать, она является концентрированным выражением сущности государства. Идея выработана веками существования России; и настоящим гражданином, защитником, человеком, служащим этому государству, может быть только тот, кто осознает национальную идею. Задача в том, чтобы она была выражена достаточно ясно и четко для всех людей.

Так называемая деидеологизация в 90-х была просто нелепостью, - она значит, что люди не служили государству и не выражали национальные интересы государства. И слава Богу, что Владимир Путин говорит сейчас об этом. Значит, кончились времена, когда нам пытались навязать ложные представления о нашем государстве и нашем существовании. Это я могу только приветствовать.

Протоиерей Андрей Спиридонов

клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве

24.09.2013 10:01

Путин заметил, что нужно идею вырабатывать, формулировать и обсуждать, нужен диалог прозападных и либеральных сил и сил патриотических. Теперь нужно найти формы этого гласного обсуждения. Есть же практика Всемирного русского народного собора, который аккумулирует в основном православные силы, может, стоит эту практику расширить и сделать его собранием, на которое пригласили бы представителей разных точек зрения для конструктивного обсуждения. Другого выхода нет. Нельзя не сформировать идею, это чревато гибелью государства. Мы же большая страна, и следуем имперским принципам существования, а империя нуждается в национальной идее.

На мой взгляд, в основе идеи должно быть христианское православное миропонимание, но переведенное на язык светского государства. Исходя из этого следует формировать внутренние, правовые, национальные, морально-этические, культурные и прочие ценности при предоставлении определенных свобод, которые должны быть свойственны светскому государству. Принуждать быть православным никого не надо.

Протоиерей Александр Лаврин

клирик храма иконы Божией Матери "Живоносный источник" в Царицыне

24.09.2013 09:52

Конечно, без национальной идеи не будет никакого развития, только топтание на одном месте, лишь выживание и существование. Но нелепо думать, что появится гений и вдруг её сформулирует. Такая идея не придумывается, не разрабатывается, а вызревает.

При этом она не только возможна, а просто неизбежна. Без нее нет государства, эта идея - его вектор и сверхзадача. Другое дело, что в период кардинальных социальных волнений, сломов, преобразований она становится очень расплывчатой. От старых мифологем избавились, но нового ничего не обрели.

Однако невозможно же, в конце концов, по настоящему жить лозунгами в духе «бери от жизни всё» в смысле развлечений и банального житейского комфорта. Поэтому вопросы «Зачем живём?», «Куда движемся?» - никуда не ушли. И как только появилось ощущение относительной устойчивости, сразу возникла острая потребность в обретении смысла. Ведь национальная идея = это своего рода становой хребет, без которого невозможно жить. Когда хребет переломан, утрачивается и всякая самостоятельность.

Постепенное вызревание идеи начинается с понимания, что такое Россия, что такое государство. Президент на Валдайской встрече сказал, что Россия - это судьба, это жизнь. Важно, чтобы то и другое получило какое-то реальное наполнение не просто из уст политического лидера, а из нашего стремления к единой общности.

Конечно, национальная идея вырастает, прежде всего, из общей исторической и культурной жизни народов России. Ещё до 17-го года, например, русскими писателями, поэтами, учёными, политическими деятелями назывались не столько по собственно национальности, сколько потому, что выросли и состоялись в русской культуре.

Желание и стремление обрести национальную идею есть, и предпосылки есть. Об этом собственно и свидетельствуют слова президента и их активное обсуждение.

Есть и духовные предпосылки. Хотя у нас полиэтническое государство, и присутствуют соответственно самые разные вероисповедания, - тем не менее, в целом в стране религиозная жизнь активна и явно имеет тенденцию к развитию. Общность здесь в том, что люди не могут удовлетвориться плоскостью только этого мира, они стремятся обрести объем внутренней жизни через духовную составляющую. Отсюда и складывается неприятие и иммунитет к так называемым «неолиберальным ценностям».

Священник Алексий Агапов

настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области

24.09.2013 09:45

В основе объединяющей идеи не может быть ничего, кроме любви. И национальных идей может быть много.

Что касается шанса на появление полнокровной национальной идеи, то он, конечно, есть, потому что пока мы живем, у нас всегда есть шанс. Увы, шанс этот очень невелик, потому что мы стремительно разучаемся слышать и понимать друг друга. И эта проблема понимания на самом деле очень давняя.

Сформулировать национальную идею могли бы лучшие представители нашей гуманитарной интеллигенции. К великому сожалению, к ним мало прислушиваются и в наше время. К примеру, недавно скончавшийся Григорий Померанц прекрасно формулировал идеи, в основе которых и любовь, и свобода, и взаимное уважение граждан вне зависимости от религиозных и иных подобных различий. Идеи, выражающие и гражданскую позицию, и представления о человеческом достоинстве. В них есть то, что можно назвать вертикальным измерением, если мы не хотим употреблять слово «религиозность».

Другое дело, что подобные рассуждения чужды понятиям «эффективности» и «продуктивности». Шанс, что к ним прислушается и попытается понять большое количество людей, действительно очень мал.

Протоиерей Владислав Свешников

настоятель храма Трех Святителей на Кулишках

24.09.2013 09:45

Социально, политически и нравственно идея общего порядка, которая может называться национальной, не может возникнуть помимо национальных идеалов. А национальные идеалы всем хорошо известны. Хомяков, Данилевский, Ильин (наверное, в первую очередь), вплоть до Солженицына и Шафаревича – великана русского национального самосознания – вообще многие наши мыслители прямо утверждали, что по сути они националисты, но, конечно, не грубо шовинистического толка.

Исключительность, которая допустима в формировании национальной идеи, возможна только как образ служения. Именно об этом и писали наши мыслители, не чураясь слова «национализм». Для них национализм - глубоко патриотическое переживание, основанное на переживании нравственного и духовного смысла национального самосознания. Помимо этого настоящий национализм и национальная идея невозможны.

Поэтому многое из того, что сказал В. Путин, по-видимому, приемлемо, но не все. Ведь национализм бывает и добрый, и здоровый, и прекрасный.

Без опоры на то, что уже сделано нашими великими писателями и мыслителями в определении национальной идеи, все новые поиски и разработки будут бессмысленны и бесполезны. И дело даже не в том, чтобы сформулировать – а в осознании и внутреннем переживании того, что уже в этом направлении сделано. Речь идет в первую очередь об осознании и понимании русских национальных нравственных идеалов.

Альбир-хазрат Крганов

Член Общественной палаты РФ, муфтий Москвы и Центрального региона России

24.09.2013 09:40

Я был приглашен на заседание клуба «Валдай» и присутствовал при этом выступлении. Президент действительно четко обозначил эти идеи. Кстати ведущие политики в России с большим интересом отнеслись к предложениям, которые высказал президент.

Я целиком и полностью поддерживаю инициативу президента. Мы по духу нуждаемся в такой идее. Думаю, даже придумывать ничего и не надо, потому что достаточно посмотреть на нашу историю и взять идеи оттуда. Мы - многоконфессиональный и многонациональный народ с разными воззрениями, в России проходит стык цивилизаций Европы и Азии, это прекрасный букет разных мнений, и важно эту нашу соборность, как говорят православные братья, сохранить в единстве. И чтобы это единство работало на укрепление страны, на граждан России. И не надо оглядываться на чужие страны.

На Валдае были высказаны разные мнения. Мы от лица наших конфессий высказались в поддержку курса президента по сохранению нравственных устоев, которые очень важны сегодня. Мы видим, что в разных странах идет отступление от нравственных норм, пойти по этому пути мы не можем, - у нас свой культурный код и другой подход к этим нововведениям. Некоторые действия этих стран сегодня просто богопротивны, они никак не вяжутся с нашими устоями жизни. Граждане РФ, несмотря на свою разность, это не приемлют.

В любви к нашему отечеству мы должны стараться в единый сундук нашего благополучия приносить драгоценные камни, понимать, что мы разные, но живем в едином государстве, и другой родины у нас нет.

Сейчас разные экспертные группы и сообщества заинтересовались темой на самом высоком уровне. Традиционные конфессии тоже заинтересованы, чтобы, сохраняя наш межнациональный мир, передать чувства веротерпимости и любви к отечеству нашим детям.

Исмаил-хаджи Бердиев

председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа

24.09.2013 09:11

Конечно, найдем мы идею, и свой путь развития. То, что сейчас демонстрирует Путин, у меня вызывает восхищение. Он не отстраняется от оппозиции, наоборот призывает всех к сотрудничеству.

На мой взгляд, национальная идея должна заключаться в том, что мы все должны чувствовать себя россиянами. Нация у нас должна быть единой. Ни в коем случае не надо выпячивать одну из национальностей, народностей. Мы все – маленькие и большие народы – должны жить вместе. Надо понять, что в такой большой семье русский народ, Православная Церковь – это родители, которые под своим крылом держат всех своих детей, никого не обижают, ко всем относятся одинаково, и каждый гордится, что он является россиянином. И если мы это сможем сделать, тогда станем великой державой.

Фарид-хазрат Салман

муфтий, глава Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия – РАИС

24.09.2013 09:09

У нас общенациональная идея существует, хотя и говорят обратное, но эту идею надо четко сформулировать. У нас нет общенациональной площадки, чтобы первые лица государства слышали, о чем реально думают отдельные граждане нашей страны. Вот была бы площадка наподобие клуба «Валдай», или как обращения граждан из разных городов во время «Прямой линии» с Путиным. Правда, некоторые обвиняют, что люди подготовлены заранее, - но можно обращаться просто к прохожим. Думаю, каждый найдет, что сказать.

Конечно, я понимаю, у главы государства и ответственных лиц в администрации президента не всегда есть время, но это было бы интересно. Президент услышал бы мнение реальных людей с российской улицы, и это помогло бы сформировать нашу общую национальную идею. Необходимо услышать все социальные, национальные и религиозные группы. Важно национальную идею довести до каждого. Причем не только на русском языке, но и на языках малых народов. Схемы опроса людей давно отработаны, осталось только запустить механизм.

Наша национальная идея в том, что мы – разные жители одной большой страны, но независимо от нации, религии мы являемся россиянами. При всем моем неприятия американского опыта, тем не менее, в Нью-Йорке живут в отдельных районах пакистанцы, китайцы или афроамериканцы, и все надписи в этих районах выполнены на американском английском и на родном языке этих народностей. Это подчеркивает их национальность. Я бы посоветовал изучить некоторые особенности формирования американской идентичности, - возможно, стоит извлечь из этого подходящие нам свойства.

Единство в многообразии – именно это составляет основу нашей российской идентичности и нашей идеи, а остальное все приложится: был бы скелет, а плоть нарастет. Главное, чтобы скелет был сильным. А сегодня то Кавказ предлагают вывести из состава России, то еще что-нибудь. А что мы будем делать, если малые и средние народы потребуют Россию выставить из России? Звучит смешно, но возможно все. Так что нам просто надо стряхнуть пыль, взять лучшее, обсудить с народом, может даже на уровне общенационального референдума, и прийти к общему согласию.

Александр Копировский

магистр богословия, профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института

24.09.2013 09:03

Национальная идея вещь, конечно, очень хорошая. Но, во-первых, она может родиться только сама и естественно, и не в виде кем-то изреченной четкой формулы. Эта идея может родиться только изнутри, из недр народа.

Но для этого должна быть единая нация. Это во-вторых. Мы живем в условиях многонационального государства, а поэтому говорить всерьез о национальной идее очень двусмысленно. Потому что если говорить, например, о русской идее как национальной, то это может обидеть все остальные нации, которые окажутся как бы в подчинении.

Мне кажется, что единой идеей для многонациональной страны может быть только вера в Единого Бога – Отца и Творца мира. Но провозгласить эту идею может только человек, который всеми религиями и вероисповеданиями, живущими на территории России, бесспорно признавался бы человеком праведной жизни, кем бы он при этом ни был. Если он верит, поклоняется и служит Единому Богу и для всех людей безусловно праведен, то он бы и мог призвать всех людей к этой единой идее. Такой человек мог бы найти понимание в глазах народа.

Зиновий Коган

Почетный председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России, раввин

24.09.2013 09:02

Национальная идея формулируется интеллектуальной элитой. Национальная идея России – быть современным социальным государством.

Конечно, у каждого человека свой смысл жизни. Но всех нас объединяет одна нация, у нас есть огромная страна, и мы хотим идти в ногу с современной цивилизацией. Ладно, не построили мы социалистическое государство, но мы можем строить социальное.

Национальная идея меняется с течением времени, когда перед народом открываются новые перспективы и возможности, возникают новые проблемы, и тогда идея корректируется. То есть это не догма какая-то, это живой организм, который должен меняться, но оставаться самим собой. Главное, чтобы не было насильственного внедрения этой идеи, поэтому те идеи хороши, которые идут впрок конкурентному существованию, то есть современные идеи. У нас такой идеей может стать братство народов в единой стране, отталкиваться следует от этого.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...