«Для россиян, для России вопросы «кто мы?», «кем мы хотим быть?» звучат в нашем обществе всё громче и громче. Мы ушли от советской идеологии, вернуть её невозможно. Приверженцы фундаментального консерватизма, идеализирующие Россию до 1917 года, похоже, так же далеки от реальности, как и сторонники западного ультралиберализма. Очевидно, что наше движение вперёд невозможно без духовного, культурного, национального самоопределения, иначе мы не сможем противостоять внешним и внутренним вызовам, не сможем добиться успеха в условиях глобальной конкуренции.
Практика показала, что новая национальная идея не рождается и не развивается по рыночным правилам. Самоустроение государства, общества не сработало, как и механическое копирование чужого опыта. Такие грубые заимствования, попытки извне «цивилизовать» Россию не были приняты абсолютным большинством нашего народа, потому что стремление к самостоятельности, к духовному, идеологическому, внешнеполитическому суверенитету – неотъемлемая часть нашего национального характера.
Идентичность, национальная идея не могут быть навязаны сверху, не могут быть построены на основе идеологической монополии. Нам всем: и так называемым неославянофилам, и неозападникам, государственникам и так называемым либералам – всему обществу предстоит совместно работать над формированием общих целей развития. Нужно избавиться от привычки слышать только идейных единомышленников, с порога, со злобой, а то и с ненавистью отвергая любую другую точку зрения. А это значит, что либералы должны научиться разговаривать с представителями левых взглядов и, наоборот, националисты должны вспомнить, что Россия формировалась именно как многонациональное и многоконфессиональное государство с первых своих шагов, и что, ставя под вопрос нашу многонациональность, начиная эксплуатировать тему русского, татарского, кавказского, сибирского и какого угодно ещё любого другого национализма и сепаратизма, мы, по сути, начинаем уничтожать сами себя.
Суверенитет, самостоятельность, целостность России безусловны. Это те «красные линии», за которые нельзя никому заходить. При всей разнице наших взглядов дискуссия об идентичности, о национальном будущем невозможна без патриотизма всех её участников. Слишком часто в национальной истории вместо оппозиции власти мы сталкиваемся с оппозицией самой России. И мы знаем, чем это заканчивалось – сносом государства как такового.
В России, на которую пытались в своё время навесить ярлык «тюрьмы народов», за века не исчез ни один, даже самый малый этнос. Все они сохранили не только свою внутреннюю самостоятельность и культурную идентичность, но и своё историческое пространство. При этом у нас накоплен уникальный опыт взаимовлияния, взаимообогащения, взаимного уважения различных культур. Эта поликультурность, полиэтничность живёт в нашем историческом сознании, в нашем духе, в нашем историческом коде. На этом естественным образом тысячелетие строилась наша государственность.
Россия, как образно говорил философ Константин Леонтьев, всегда развивалась как «цветущая сложность», как государство-цивилизация, скреплённая русским народом, русским языком, русской культурой, Русской Православной Церковью и другими традиционными религиями России. Именно из модели государства-цивилизации вытекают особенности нашего государственного устройства. Оно всегда стремилось гибко учитывать национальную, религиозную специфику тех или иных территорий, обеспечивая многообразие в единстве. Христианство, ислам, буддизм, иудаизм, другие религии – неотъемлемая часть идентичности и исторического наследия России в настоящей жизни её граждан.
Однако идентификация исключительно через этнос, религию в крупнейшем государстве с полиэтническим составом населения, безусловно, невозможна. Формирование именно гражданской идентичности на основе общих ценностей, патриотического сознания, гражданской ответственности и солидарности, уважения к закону, сопричастности к судьбе Родины без потери связи со своими этническими, религиозными корнями – необходимое условие сохранения единства страны».
Под национальной идеей обычно понимается некоторое общее представление о роли той или иной страны в мире, о ее прошлом, настоящем и будущем. В качестве общеизвестных примеров можно привести, с одной стороны, советскую идеологию (сперва мечту о мировой революции, потом – идею построения идеального общества в одной стране), с другой – «американскую мечту» об обществе равных возможностей, построенном на идеалах свободы и стремления к счастью.
См. также:
Какой должна быть национальная идея? - Мнения парламентариев
Обычно национальная идея вырабатывается представителями интеллектуальной элиты, затем формулируется в официальных документах и распространяется через школу, прессу и другие орудия воздействия на массовое сознание, а затем, наконец, становится общепринятой, так что несогласие с нею автоматически превращает человека в маргинала.
«Видите ли вы шансы, что в России появится национальная идея, которая объединяла бы, а не разъединяла бы ее граждан? Что, на ваш взгляд, непременно должно входить в эту идею? Кто должен ее сформулировать?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
24.09.2013 10:01
На мой взгляд, в основе идеи должно быть христианское православное миропонимание, но переведенное на язык светского государства. Исходя из этого следует формировать внутренние, правовые, национальные, морально-этические, культурные и прочие ценности при предоставлении определенных свобод, которые должны быть свойственны светскому государству. Принуждать быть православным никого не надо.
24.09.2013 09:52
При этом она не только возможна, а просто неизбежна. Без нее нет государства, эта идея - его вектор и сверхзадача. Другое дело, что в период кардинальных социальных волнений, сломов, преобразований она становится очень расплывчатой. От старых мифологем избавились, но нового ничего не обрели.
Однако невозможно же, в конце концов, по настоящему жить лозунгами в духе «бери от жизни всё» в смысле развлечений и банального житейского комфорта. Поэтому вопросы «Зачем живём?», «Куда движемся?» - никуда не ушли. И как только появилось ощущение относительной устойчивости, сразу возникла острая потребность в обретении смысла. Ведь национальная идея = это своего рода становой хребет, без которого невозможно жить. Когда хребет переломан, утрачивается и всякая самостоятельность.
Постепенное вызревание идеи начинается с понимания, что такое Россия, что такое государство. Президент на Валдайской встрече сказал, что Россия - это судьба, это жизнь. Важно, чтобы то и другое получило какое-то реальное наполнение не просто из уст политического лидера, а из нашего стремления к единой общности.
Конечно, национальная идея вырастает, прежде всего, из общей исторической и культурной жизни народов России. Ещё до 17-го года, например, русскими писателями, поэтами, учёными, политическими деятелями назывались не столько по собственно национальности, сколько потому, что выросли и состоялись в русской культуре.
Желание и стремление обрести национальную идею есть, и предпосылки есть. Об этом собственно и свидетельствуют слова президента и их активное обсуждение.
Есть и духовные предпосылки. Хотя у нас полиэтническое государство, и присутствуют соответственно самые разные вероисповедания, - тем не менее, в целом в стране религиозная жизнь активна и явно имеет тенденцию к развитию. Общность здесь в том, что люди не могут удовлетвориться плоскостью только этого мира, они стремятся обрести объем внутренней жизни через духовную составляющую. Отсюда и складывается неприятие и иммунитет к так называемым «неолиберальным ценностям».
24.09.2013 09:45
Что касается шанса на появление полнокровной национальной идеи, то он, конечно, есть, потому что пока мы живем, у нас всегда есть шанс. Увы, шанс этот очень невелик, потому что мы стремительно разучаемся слышать и понимать друг друга. И эта проблема понимания на самом деле очень давняя.
Сформулировать национальную идею могли бы лучшие представители нашей гуманитарной интеллигенции. К великому сожалению, к ним мало прислушиваются и в наше время. К примеру, недавно скончавшийся Григорий Померанц прекрасно формулировал идеи, в основе которых и любовь, и свобода, и взаимное уважение граждан вне зависимости от религиозных и иных подобных различий. Идеи, выражающие и гражданскую позицию, и представления о человеческом достоинстве. В них есть то, что можно назвать вертикальным измерением, если мы не хотим употреблять слово «религиозность».
Другое дело, что подобные рассуждения чужды понятиям «эффективности» и «продуктивности». Шанс, что к ним прислушается и попытается понять большое количество людей, действительно очень мал.
24.09.2013 09:45
Исключительность, которая допустима в формировании национальной идеи, возможна только как образ служения. Именно об этом и писали наши мыслители, не чураясь слова «национализм». Для них национализм - глубоко патриотическое переживание, основанное на переживании нравственного и духовного смысла национального самосознания. Помимо этого настоящий национализм и национальная идея невозможны.
Поэтому многое из того, что сказал В. Путин, по-видимому, приемлемо, но не все. Ведь национализм бывает и добрый, и здоровый, и прекрасный.
Без опоры на то, что уже сделано нашими великими писателями и мыслителями в определении национальной идеи, все новые поиски и разработки будут бессмысленны и бесполезны. И дело даже не в том, чтобы сформулировать – а в осознании и внутреннем переживании того, что уже в этом направлении сделано. Речь идет в первую очередь об осознании и понимании русских национальных нравственных идеалов.
24.09.2013 09:40
Я целиком и полностью поддерживаю инициативу президента. Мы по духу нуждаемся в такой идее. Думаю, даже придумывать ничего и не надо, потому что достаточно посмотреть на нашу историю и взять идеи оттуда. Мы - многоконфессиональный и многонациональный народ с разными воззрениями, в России проходит стык цивилизаций Европы и Азии, это прекрасный букет разных мнений, и важно эту нашу соборность, как говорят православные братья, сохранить в единстве. И чтобы это единство работало на укрепление страны, на граждан России. И не надо оглядываться на чужие страны.
На Валдае были высказаны разные мнения. Мы от лица наших конфессий высказались в поддержку курса президента по сохранению нравственных устоев, которые очень важны сегодня. Мы видим, что в разных странах идет отступление от нравственных норм, пойти по этому пути мы не можем, - у нас свой культурный код и другой подход к этим нововведениям. Некоторые действия этих стран сегодня просто богопротивны, они никак не вяжутся с нашими устоями жизни. Граждане РФ, несмотря на свою разность, это не приемлют.
В любви к нашему отечеству мы должны стараться в единый сундук нашего благополучия приносить драгоценные камни, понимать, что мы разные, но живем в едином государстве, и другой родины у нас нет.
Сейчас разные экспертные группы и сообщества заинтересовались темой на самом высоком уровне. Традиционные конфессии тоже заинтересованы, чтобы, сохраняя наш межнациональный мир, передать чувства веротерпимости и любви к отечеству нашим детям.
24.09.2013 09:11
На мой взгляд, национальная идея должна заключаться в том, что мы все должны чувствовать себя россиянами. Нация у нас должна быть единой. Ни в коем случае не надо выпячивать одну из национальностей, народностей. Мы все – маленькие и большие народы – должны жить вместе. Надо понять, что в такой большой семье русский народ, Православная Церковь – это родители, которые под своим крылом держат всех своих детей, никого не обижают, ко всем относятся одинаково, и каждый гордится, что он является россиянином. И если мы это сможем сделать, тогда станем великой державой.
24.09.2013 09:09
Конечно, я понимаю, у главы государства и ответственных лиц в администрации президента не всегда есть время, но это было бы интересно. Президент услышал бы мнение реальных людей с российской улицы, и это помогло бы сформировать нашу общую национальную идею. Необходимо услышать все социальные, национальные и религиозные группы. Важно национальную идею довести до каждого. Причем не только на русском языке, но и на языках малых народов. Схемы опроса людей давно отработаны, осталось только запустить механизм.
Наша национальная идея в том, что мы – разные жители одной большой страны, но независимо от нации, религии мы являемся россиянами. При всем моем неприятия американского опыта, тем не менее, в Нью-Йорке живут в отдельных районах пакистанцы, китайцы или афроамериканцы, и все надписи в этих районах выполнены на американском английском и на родном языке этих народностей. Это подчеркивает их национальность. Я бы посоветовал изучить некоторые особенности формирования американской идентичности, - возможно, стоит извлечь из этого подходящие нам свойства.
Единство в многообразии – именно это составляет основу нашей российской идентичности и нашей идеи, а остальное все приложится: был бы скелет, а плоть нарастет. Главное, чтобы скелет был сильным. А сегодня то Кавказ предлагают вывести из состава России, то еще что-нибудь. А что мы будем делать, если малые и средние народы потребуют Россию выставить из России? Звучит смешно, но возможно все. Так что нам просто надо стряхнуть пыль, взять лучшее, обсудить с народом, может даже на уровне общенационального референдума, и прийти к общему согласию.
24.09.2013 09:03
Но для этого должна быть единая нация. Это во-вторых. Мы живем в условиях многонационального государства, а поэтому говорить всерьез о национальной идее очень двусмысленно. Потому что если говорить, например, о русской идее как национальной, то это может обидеть все остальные нации, которые окажутся как бы в подчинении.
Мне кажется, что единой идеей для многонациональной страны может быть только вера в Единого Бога – Отца и Творца мира. Но провозгласить эту идею может только человек, который всеми религиями и вероисповеданиями, живущими на территории России, бесспорно признавался бы человеком праведной жизни, кем бы он при этом ни был. Если он верит, поклоняется и служит Единому Богу и для всех людей безусловно праведен, то он бы и мог призвать всех людей к этой единой идее. Такой человек мог бы найти понимание в глазах народа.
24.09.2013 09:02
Конечно, у каждого человека свой смысл жизни. Но всех нас объединяет одна нация, у нас есть огромная страна, и мы хотим идти в ногу с современной цивилизацией. Ладно, не построили мы социалистическое государство, но мы можем строить социальное.
Национальная идея меняется с течением времени, когда перед народом открываются новые перспективы и возможности, возникают новые проблемы, и тогда идея корректируется. То есть это не догма какая-то, это живой организм, который должен меняться, но оставаться самим собой. Главное, чтобы не было насильственного внедрения этой идеи, поэтому те идеи хороши, которые идут впрок конкурентному существованию, то есть современные идеи. У нас такой идеей может стать братство народов в единой стране, отталкиваться следует от этого.
Протоиерей Александр Кузин
клирик храма Космы и Дамиана в Шубине
24.09.2013 10:02
Так называемая деидеологизация в 90-х была просто нелепостью, - она значит, что люди не служили государству и не выражали национальные интересы государства. И слава Богу, что Владимир Путин говорит сейчас об этом. Значит, кончились времена, когда нам пытались навязать ложные представления о нашем государстве и нашем существовании. Это я могу только приветствовать.